Пластов Аркадий Александрович

 

hudozhnik-plastov.png

  Пластов Аркадий Александрович(1893-1972)родился в 1893 году. Его отец занимался иконописью и как бы по наследству передал сыну любовь к живописи.  После трех лет обучения в сельской школе Пластов поступил в духовное училище в Симбирске, ныне Ульяновск, где провел пять лет. Для живой души мальчика опорой явилось его увлечение рисованием. Забившись куда-нибудь в угол, он все время что-нибудь рисовал и чертил. На это обратил внимание один из надзирателей, сам любитель живописи, который помогать Пластову, приглашал к себе, говорил с ним об искусстве, выхлопотал ему право посещать раз в неделю урок рисования в группах, организованных земством. «Любовь молодого Пластова к искусству значительно усилилась после того, как однажды, приехав на каникулы в деревню, он застал там артель живописцев, подновлявших церковную роспись, выполненную когда-то его отцом».

После смерти отца Пластов проучился еще четыре года в Симбирской духовной семинарии. Среди преподавателей были культурные люди, в частности преподаватель логики Вишняков, помогавший ему в изучении искусства. В семинарии была большая и хорошо подобранная библиотека, а среди товарищей попадались талантливые и независимо мыслящие люди. Здесь же в семинарии Пластов впервые сблизился с настоящим художником, молодым преподавателем рисования Д. И. Архангельским, с которым Пластова связывала большая дружба. Архангельский познакомил его с творчеством передвижников, рассказывал о Третьяковской галерее, о чудесных произведениях Репина, Сурикова, Серова, Васнецова, Левитана и Нестерова.

Пластов говорит, что именно в это время стал художником, рисуя изо дня в день на клочках бумаги сценки из повседневной жизни деревни. В это же время под влиянием новых знакомых он читал произведения Пушкина, Белинского, Льва Толстого, которые также поддерживали его привязанность к деревне и разжигали стремление показать в своем искусстве крестьянскую жизнь. К концу четвертого года обучения он уходит из семинарии и едет в Москву, где хотел поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. Незадолго до отъезда в Москву (в 1911 году) Пластов побывал в Казани на выставке картин Поленова, где он впервые увидел не репродукции, а подлинные произведения большого мастера, оставившие тогда очень большое впечатление в душе молодого художника.

Летом 1912 году Пластов приезжает в Москву, но поступить в училище живописи ему не удалось: он не выдержал вступительного экзамена. Поступает вольнослушателем в скульптурную мастерскую Строгановского училища. Занятия скульптурой и прикладным искусством не прошли даром для Пластова. Они привили любовь к декоративному богатству цвета. Много дал художнику Федоровский, преподававший в Строгановском училище.

«В 1914 году Пластов все же поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, но продолжал учиться и в нем и на скульптурном отделении, желая лучше овладеть рисунком, формой и пластикой. Учителем его был известный русский скульптор С. М. Волнухин». Осенью 1917 года Пластов едет в Прислониху, где включается в жизнь деревни. Его избирают секретарем сельсовета, затем секретарем комбеда (комитета бедноты) и районного комитета помощи голодающим. Но Пластов был художник до мозга костей и не мог не работать как живописец, поэтому в свободное время он рисовал и писал этюды, делал эскизы. Чем больше работал над этюдами, тем неудержимее тянуло его целиком отдаться искусству.

Только в 1925 году Пластов снова переехал в Москву. Он начал работать по сельскохозяйственному плакату и в то же время снова принялся изучать живопись в Третьяковской галерее, в музеях, на выставках. «В 1931 году, после того как пожар уничтожил дом и все его имущество в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись. Мастер, накапливая опыт, стал делать в основном этюды, связанные с определенным замыслом, с конкретной композицией».

Наиболее сознательные молодые художники с громадной энергией и настойчивостью стали овладевать мастерством реалистического искусства, упорно преодолевая еще очень живучее в тот период влияние формализма.  Центральный комитет партии ликвидирован в 1932 году РАПП, РАПХ и прочие группировки, объединил всех художников в борьбе за большое правдивое искусство социалистического реализма. Активное творческое участие в этой борьбе принял и Аркадий Пластов, выступивший в эти годы с первыми своими произведениями. Договор принес Пластову материальную возможность приступить к написанию композиционных полотен.

За три летних месяца 1935 года, частью используя готовые эскизы и этюды, частью решая новые композиции и делая массу новых этюдов, художник с громадным творческим подъемом написал три картины – « Стрижка овец», «Сенокос» и « Колхозная Конюшня». Сюжеты этих картин Пластова очень просты – это сцены из повседневной трудовой жизни современной колхозной деревни.

В то время в советском искусстве еще мало было создано картин на колхозные темы. Кроме того, большинство их решалось слишком упрощенно. Например, художники часто изображали появление первого трактора на полях с неизменным показом людей, разделившихся на два лагеря – сочувствующих и враждебно относящихся к этому событию.

Памятные места, посвященные А.А. Пластову

                                      Назад