Белоусова Людмила Евгеньевна

 

ludmila_belousova_1965.jpg

Людмила Белоусова родилась 22 ноября 1935 года в Ульяновске, позже с семьей переехала в Москву, где окончила Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. В детстве она увлекалась разными видами спорта (гимнастика, теннис, конькобежный спорт), но начала заниматься фигурным катанием достаточно поздно — в шестнадцать лет, посмотрев австрийский фильм «Весна на льду». В 1951 году в Москве построили первый в СССР искусственный каток, и Белоусова поступила в детскую группу по фигурному катанию. К 1954 году она уже была «общественным инструктором» юных фигуристов в парке имени Дзержинского, сама занималась в старшей группе. Белоусова тренировалась в паре с Кириллом Гуляевым, который вскоре объявил, что заканчивает со спортом. Белоусова решила выступать в одиночном разряде. В 1954 на семинаре в Москве познакомилась с Олегом Протопоповым. Они решили просто покататься вместе, пробовали исполнить некоторые элементы. Спортсменам показалось, что они подходят друг другу, и в 1955 году они начали тренироваться вместе. В 1957 году фигуристы поженились, но Белоусова выступала под девичьей фамилией.

С 1954 Белоусова и Протопопов тренируются под руководством И. Б. Москвина, а также некоторое время — П. П. Орлова, но отказались от тренера вообще и стали работать вдвоем, вдвоем же придумывали свои программы. К 1957 году они были серебряными призёрами первенства СССР и мастерами спорта. На международной арене дебютировали в 1958. Технический арсенал спортсменов был небогатым, к тому же сказалась неопытность, поэтому они перенервничали и выступили не очень удачно — дважды упали, исполняя несложные элементы.

В 1960-е пара значительно выросла как в техническом так и в художественном плане. Впервые ими была исполнены тодес вперед на внутреннем ребре и т. н. «космическая спираль». Первый успех пришёл в 1962 году: фигуристы наконец впервые выиграли чемпионат СССР (с десятой попытки!) и заняли 2-е места на чемпионате Европы и чемпионате мира. На Олимпиаде-64 неожиданно, с преимуществом в один судейский голос обыграли безусловных фаворитов М.Килиус — Х.-Ю.Боймлер (ФРГ).

album1_1_image16.jpg

                                            Чемпионат мира, 1968 год

 

Шедеврами стали их программы 1965-68, в которых вдохновенно, с тонким психологизмом раскрыт образ влюбленных (на муз. Рахманинова и Бетховена), достигнута практически абсолютная синхронность всех движений, удивительная красота и плавность линий. Белоусова — Протопопов повели мировое парное катание по пути художественного обогащения программ. Однако в 1966 острейшую конкуренцию им составила новая пара Жук— Горелик, проигравшая на чемпионате мира лишь одним судейским голосом. На чемпионате мира 1968 программа была доведена до идеала и судьи выставили оценки 6,0 за артистизм.

Однако затем пара стала проигрывать более молодым советским парам, чрезвычайно усложнившим программу. На чемпионате мира 1969 допустили несколько ошибок и заняли 3-е место. В 1970 на чемпионате СССР лидировали после исполнения обязательной программы, однако по сумме двух видов остались лишь четвёртыми и не попали в сборную страны (впоследствии заявили о судейском сговоре). На чемпионате СССР 1971 пара лишь 6-я, а в апреле 1972 — третья, но в отсутствии сильнейших пар, после чего спортсмены покинули любительский спорт.

original.jpg

Олимпийские чемпиона Людмила Белоусова и Олег Протопопов

Уйдя из большого спорта, не расстались с фигурным катанием, работали в Ленинградском балете на льду. В 1979 году во время зарубежных гастролей фигуристы решили остаться в Швейцарии и с тех пор проживают в Грюнденвальде. В 1995 году получили швейцарское гражданство.

belousova_kult_40_05.jpg

                                                 Список литературы

                                                              Назад

 

 
 
<