Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
Приёмная ректора: (8422) 44-30-66 , приёмная комиссия: (8422) 44-10-08

Главный корпус

Показать на карте

В УлГПУ им. И.Н. Ульянова ведущие эксперты крупнейших российских вузов обсудили проблемы выхода отечественных университетов в международное пространство

В УлГПУ им. И.Н. Ульянова ведущие эксперты крупнейших российских вузов    обсудили проблемы выхода отечественных университетов в международное пространство

14-15 февраля 2019 года в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова прошла  международная научно-практическая конференция  «Выход университетов в международное пространство: анализ опыта и современные тренды»,в которой приняли участие ведущие  ученые и представители университетов из 12 субъектов Российской Федерации, а также Франции, Великобритании, Казахстана и Белоруссии.      

В рамках пленарной дискуссии ведущие эксперты крупнейших российских вузов  рассказали о возможных путях и стратегиях повышения качества научно-исследовательской и образовательной деятельности отечественных университетов до мирового уровня.

Так, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Президентской Академии по гуманитарной политике Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Александр Асмолов отметил, что «образ университета-“фабрики” и университета-“супермаркета”, вышедшие на первый план в период наступления индустриализации, неуклонно приводит к тому, что университет теряет свою мировоззренческую, идеологическую функцию». Чтобы ответить на вопрос, что способствует интеграции национальной науки и образования в международное пространство, необходимо четко понимать, в чем состоит функция образования: «Ключевая задача образования – ценностная. Образование – это идеология развития личности, образование – это конструирование мотивов больших и малых социальных групп. С университетом не работает формула“не заменимых нет”: он готовит незаменимых людей незаменимыми профессорами. В этом его уникальная

функция. А тот, кто знает, для чего, всегда сможет ответить на вопрос “как”», – заявил Александр Асмолов.

Академик РАО затронул историко-психологические основания проблем, возникающих в ходе взаимодействия отечественных ученых с мировой психологической наукой. Александр Асмолов подчеркнул важность налаживания подобных контактов в современной ситуации, характеризующейся нарастающей сложностью, неопределенностью и вариативностью социальной жизни и научной работы.

Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Вестник САФУ» Владислав Голдин поделился опытом, как на территории Европейского Севера России организовано научно-образовательное пространство. 

Доклад кандидата философских наук, доцента, директора Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, заведующего кафедрой ЮНЕСКО по университетскому управлению и планированию, главного редактора журнала «Университетское управление: практика и анализ» Алексея Клюева был посвящен анализу тех проблем и неожиданных эффектов, которые возникают в процессе реформирования, реструктуризации высшей школы.По мнению исследователя, «образование необходимо рассматривать в контексте доверия: доверия студентов к преподавателям, профессорско-преподавательского состава к администрации. Многие проблемы современной высшей школы объясняются утерей этой фундаментальной ценности – ценности доверия».

О барьерах, с которыми сталкивается высшая школа и наука в провинции, рассказал доктор исторических наук, руководитель Центра развития истории и культуры АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» Сергей Прокопенко.

Продолжила дискуссию доктор политических наук, профессор кафедры методики гуманитарного и поликультурного образования УлГПУ им. И.Н. Ульянова, член Правления Национальной коллегии преподавателей-политологов России при УМО классических университетов по политологии, член редакционного совета журнала «Теории и проблемы политических исследований» Нина Дергунова, указавшая в своем выступлении не только на внешние проблемы провинциальной науки (недостаточное финансирование, отсутствие диссертационных советов), но и на внутренние барьеры (отсутствие единой научной среды). 

Доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики и технических дисциплин УлГПУ им. И.Н. Ульянова, почетный профессор-исследователь университета КваЗулу-Натал  (г. Дурбан, ЮАР),  главный редактор научного журнала «Пространство, время и фундаментальные взаимодействия» Сергей Червонв своем выступлении остановился на подробном анализе  необходимых условий успешного вхождения национальной науки и образования в международные научные программы.Этому способствуют, по мнению ученого, «высокая профессиональная квалификация, активность и авторитет научной группы и руководителя в данной сфере деятельности за последние пять лет». Сергей Червон пожелал начинающим ученым развивать в себе «научную смелость», не бояться подавать заявки на различные конкурсы и гранты.    

Огромный интерес у слушателей и федеральных экспертов вызвал круглый стол «”Прерванные полёты” международных научных проектов отечественных ученых». «Лейтмотивом выступлений и дискуссий стал анализ прецедентов истории дореволюционной, советской и современной российской высшей школы и науки, являющихся  примерами запрета, остановки или прекращения научных исследований и проектов в силу разнообразных социальных и культурных причин», – прокомментировал модератор круглого стола, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова Сергей Поляков.

О социокультурных проблемах, возникавших в 1990-е годы при попытках построения российско-голландских образовательных отношений, рассказал доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, академик Академии педагогических и социальных наук, главный научный сотрудник ФИРО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Анатолий Цирульников. Помимо этого, ученый рассмотрел в историко-педагогическом аспекте возможности и ограничения участия государственных и негосударственных структур при построении совместных международных образовательных проектов.

Доктор технических наук, профессор УлГУ Алексей Смагин представил свое видение драматической истории становления в Ульяновске научно-технического центра микроэлектроники международного уровня в 1980-е годы, а также современных проблем развития микроэлектроники в России.         

Дискуссионной оказалась и проблематика круглого стола «Научное руководство аспирантами в современном университете», в рамках которого кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования, директор Аспирантской школы по образованию НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Терентьев рассказал о способах эффективного функционирования научной аспирантуры в рамках образовательной системы.

Включение научных журналов в глобальные индексы цитирования является важнейшим условием развития отечественной науки. Алгоритм выведения научного журнала на международный уровень,когнитивные и социальные предпосылки возникновения, особенности функционирования и критерии определения псевдонаучного и околонаучного знания обсудили на семинаре «Современные технологии развития научных журналов». Помимо этого, представители международного регистрационного агентства Crossref рассказали об успешной практике издательской деятельности в современном мире, предоставляемых ими услугах, новых технологиях усиления научно-значимых «эффектов» публикаций, ответили на вопросы слушателей.  

По общему мнению, научная программа отличалась широтой тематики и высоким уровнем выступлений. Участники конференции высказали предложение сделать такие встречи ежегодными и превратить Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова в постоянную площадку работы над проблемой выхода региональных университетов в международное пространство.

IMG_8719.JPG

IMG_8721.JPG

IMG_8798.JPG

IMG_8803.JPG