Дмитриев Иван Иванович
Дмитриев Иван Иванович (10.09.1760-3.10.1837)-поэт
и государственный деятель, министр юстиции. Родился в семье симбирского
помещика. В 14 лет вынужден поступить на военную службу рядовым Семеновского
полка из-за расстроенного состояния его родителей, бежавших от Пугачевского
бунта в Москву.
Дмитриев
считал себя учеником и последователем Н. М. Карамзина. Литературная деятельность
его началась со стихотворения в “Санкт-Петербургских ученых ведомостях” в 1777,
но сам поэт все, написанное до 1791, относил к ученическому “рифмованию”. Песня
“Стонет сизый голубочек” и сказка-сатира “Модная жена” (1792) принесли Дмитриеву
широкую популярность. Он быстро становится признанным мастером чувствительных
песен, “поэтических мелочей” (мадригалов, эпиграмм, надписей), басен и
сатир.
Детство
провел в деревнях под Сызранью. Учился в пансионах Казани и Симбирска, но отец
вскоре снова привез его в деревню. Здесь он сам доучивался. В частности,
французский язык изучил, читая и переводя романы (на русском тогда книг было
мало). Особенно любил переводить Лафонтена, перелагая басни не только по смыслу,
но и в склад, т. е. стихами. В 1774 Дмитриев выехал в Петербург на
действительную службу в Семеновский полк, где был записан с 1772
года
«Карманный
песенник, или собрание лучших светских и простонародных песен», изданный
Дмитриевым в 1796, имел 3 раздела: оригинальные песни русских поэтов (В. В.
Капнист, Г. Р. Державин, М. М. Херасков, И. Ф. Богданович, Ю. А.
Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и др.); во вкусе простонародном (т. е.
подражания); и простонародные. Соединением литературной, литературно
обработанной и народной песни в одном сборнике Дмитриев стремился подчеркнуть
национальные корни русского песенного творчества и песенное богатство России.
Это было единственное в XVIII в. столь авторитетное и обширное собрание
отечественных песен. Поэты еще долгие десятилетия черпали из этого источника
сюжеты, образы, лексику.
В
к. 1790-х сложилось новое русское литературное направление, переходное от
классицизма, — сентиментализм. В европейской литературе заметно было
разочарование в цивилизации и городской тесной жизни. Многие обернулись в это
время к природе, стали воспевать «естественное» состояние человека. Карамзин и
Дмитриев, следившие за европейскими течениями, возглавили новое направление, но
впоследствии от него отошли.
Песни
в народном духе, принесшие Дмитриеву популярность, однако, не удовлетворяли его,
он понимал всю несамостоятельность в этом жанре, с одной стороны, а с другой —
грусть-тоска ему самому, человеку жизнерадостному, изрядно надоели. Ему был
интересен мир в многообразии, поэтому, продолжая писать песни, он сменил
тональность, шагнув ближе к державинской «Кружке», одна из песен называется
«Наслаждение». В ключе анакреонтической поэзии написаны «Видел славный я
дворец...», «Пой, скачи, кружись, Параша!..». Чувство гармонии и меры не давало
Дмитриеву долго застаиваться или идти в одном направлении. В анакреонтических
песнях Дмитриева призывы к наслаждению вином и бурному времяпрепровождению нашли
символический характер, были данью моде тех лет. Сам Дмитриев отнюдь не вел
богемную беспорядочную жизнь. Трудолюбие более сближало его с крестьянином, чем
с праздным повесой.
В
1794—95 Дмитриев создал совершенно иной тип оды, где оставался незыблемым пафос
любви к Отечеству, но исчезли всевозможные штампы, характерные для подражателей
Ломоносову. Это «Ермак», «К Волге», «Освобождение Москвы», в которых было много
лиризма и естественности стихотворной речи, содержалось зерно будущих
романтических элегий. Белинский позже сказал о «Ермаке»: «Что же касается до
манеры и тона, — это было решительное нововведение, и Дмитриев потому только не
был прозван романтиком, что тогда не существовало еще этого слова». Дмитриев как
поэт проявил себя многосторонне. Он создал тип образцовой классической русской
басни, где басенный морализм был вытеснен выражением личной точки зрения. На
высокий уровень поднялось с Дмитриевым и русское остроумие, обогатившееся
изысканной тонкостью. Одна из таких весьма индивидуализированных басен «Пчела,
Шмель и я».
В последние годы Дмитриев отдавал немало времени общественной работе, он был членом: Общества любителей российской словесности, Общества истории и древностей российских, Физико-математического общества — при Московском университете; С.-Петербургской духовной академии; Казанского, Харьковского университетов; Общества любителей коммерческих знаний; Общества учреждения училищ по методу взаимного обучения. В более молодые годы возглавлял одно из звеньев «Беседы любителей российской словесности» и посещал «Арзамас».
Памятные места, посвященные И.И. Дмитриеву