Пластов Аркадий Александрович
Пластов Аркадий Александрович(1893-1972)родился в 1893 году. Его отец занимался
иконописью и как бы по наследству передал сыну любовь к живописи. После
трех лет обучения в сельской школе Пластов поступил в духовное училище в
Симбирске, ныне Ульяновск, где провел пять лет. Для живой души мальчика опорой
явилось его увлечение рисованием. Забившись куда-нибудь в угол, он все время
что-нибудь рисовал и чертил. На это обратил внимание один из надзирателей, сам
любитель живописи, который помогать Пластову, приглашал к себе, говорил с ним об
искусстве, выхлопотал ему право посещать раз в неделю урок рисования в группах,
организованных земством.
«Любовь
молодого Пластова к искусству значительно усилилась после того, как однажды,
приехав на каникулы в деревню, он застал там артель живописцев, подновлявших
церковную роспись, выполненную когда-то его отцом».
После
смерти отца Пластов проучился еще четыре года в Симбирской духовной семинарии.
Среди преподавателей были культурные люди, в частности преподаватель логики
Вишняков, помогавший ему в изучении искусства. В семинарии была большая и хорошо
подобранная библиотека, а среди товарищей попадались талантливые и независимо
мыслящие люди.
Здесь
же в семинарии Пластов впервые сблизился с настоящим художником, молодым
преподавателем рисования Д. И. Архангельским, с которым Пластова связывала
большая дружба. Архангельский познакомил его с творчеством передвижников,
рассказывал о Третьяковской галерее, о чудесных произведениях Репина, Сурикова,
Серова, Васнецова, Левитана и Нестерова.
Пластов
говорит, что именно в это время стал художником, рисуя изо дня в день на клочках
бумаги сценки из повседневной жизни деревни. В это же время под влиянием новых
знакомых он читал произведения Пушкина, Белинского, Льва Толстого, которые также
поддерживали его привязанность к деревне и разжигали стремление показать в своем
искусстве крестьянскую жизнь. К концу четвертого года обучения он уходит из
семинарии и едет в Москву, где хотел поступить в Училище живописи, ваяния и
зодчества.
Незадолго
до отъезда в Москву (в 1911 году) Пластов побывал в Казани на выставке картин
Поленова, где он впервые увидел не репродукции, а подлинные произведения
большого мастера, оставившие тогда очень большое впечатление в душе молодого
художника.
Летом
1912 году Пластов приезжает в Москву, но поступить в училище живописи ему не
удалось: он не выдержал вступительного экзамена. Поступает вольнослушателем в
скульптурную мастерскую Строгановского училища. Занятия скульптурой и прикладным
искусством не прошли даром для Пластова. Они привили любовь к декоративному
богатству цвета. Много дал художнику Федоровский, преподававший в Строгановском
училище.
«В
1914 году Пластов все же поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, но
продолжал учиться и в нем и на скульптурном отделении, желая лучше овладеть
рисунком, формой и пластикой. Учителем его был известный русский скульптор С. М.
Волнухин». Осенью 1917 года Пластов едет в Прислониху, где включается в жизнь
деревни. Его избирают секретарем сельсовета, затем секретарем комбеда (комитета
бедноты) и районного комитета помощи голодающим. Но Пластов был художник до
мозга костей и не мог не работать как живописец, поэтому в свободное время он
рисовал и писал этюды, делал эскизы. Чем больше работал над этюдами, тем
неудержимее тянуло его целиком отдаться искусству.
Только
в 1925 году Пластов снова переехал в Москву. Он начал работать по
сельскохозяйственному плакату и в то же время снова принялся изучать живопись в
Третьяковской галерее, в музеях, на выставках.
«В
1931 году, после того как пожар уничтожил дом и все его имущество в том числе
все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей
энергией принялся за живопись. Мастер, накапливая опыт, стал делать в основном
этюды, связанные с определенным замыслом, с конкретной
композицией».
Наиболее
сознательные молодые художники с громадной энергией и настойчивостью стали
овладевать мастерством реалистического искусства, упорно преодолевая еще очень
живучее в тот период влияние формализма. Центральный
комитет партии ликвидирован в 1932 году РАПП, РАПХ и прочие группировки,
объединил всех художников в борьбе за большое правдивое искусство
социалистического реализма. Активное творческое участие в этой борьбе принял и
Аркадий Пластов, выступивший в эти годы с первыми своими произведениями. Договор
принес Пластову материальную возможность приступить к написанию композиционных
полотен.
За
три летних месяца 1935 года, частью используя готовые эскизы и этюды, частью
решая новые композиции и делая массу новых этюдов, художник с громадным
творческим подъемом написал три картины – « Стрижка овец», «Сенокос» и «
Колхозная Конюшня». Сюжеты этих картин Пластова очень просты – это сцены из
повседневной трудовой жизни современной колхозной деревни.
В то время в советском искусстве еще мало было создано картин на колхозные темы. Кроме того, большинство их решалось слишком упрощенно. Например, художники часто изображали появление первого трактора на полях с неизменным показом людей, разделившихся на два лагеря – сочувствующих и враждебно относящихся к этому событию.
Памятные места, посвященные А.А. Пластову