Белоусова Людмила Евгеньевна
Людмила
Белоусова родилась 22 ноября 1935 года в Ульяновске, позже с семьей
переехала в Москву, где окончила Ленинградский институт инженеров
железнодорожного транспорта. В детстве она увлекалась разными видами спорта
(гимнастика, теннис, конькобежный спорт), но начала заниматься фигурным катанием
достаточно поздно — в шестнадцать лет, посмотрев австрийский фильм «Весна
на льду». В 1951 году в Москве построили первый в СССР искусственный каток,
и Белоусова поступила в детскую группу по фигурному катанию. К 1954 году она уже
была «общественным инструктором» юных фигуристов в парке имени Дзержинского,
сама занималась в старшей группе. Белоусова тренировалась в паре с Кириллом
Гуляевым, который вскоре объявил, что заканчивает со спортом. Белоусова решила
выступать в одиночном разряде. В 1954 на семинаре в Москве познакомилась с
Олегом Протопоповым. Они решили просто покататься вместе, пробовали исполнить
некоторые элементы. Спортсменам показалось, что они подходят друг другу, и в
1955 году они начали тренироваться вместе. В 1957 году фигуристы поженились, но
Белоусова выступала под девичьей фамилией.
С
1954 Белоусова и Протопопов тренируются под
руководством И. Б. Москвина, а также некоторое время —
П. П. Орлова, но отказались от тренера вообще и стали работать вдвоем,
вдвоем же придумывали свои программы. К 1957 году они были серебряными призёрами
первенства СССР и мастерами спорта. На международной арене дебютировали в 1958.
Технический арсенал спортсменов был небогатым, к тому же сказалась неопытность,
поэтому они перенервничали и выступили не очень удачно — дважды упали,
исполняя несложные элементы.
В 1960-е пара значительно выросла как в техническом так и в художественном плане. Впервые ими была исполнены тодес вперед на внутреннем ребре и т. н. «космическая спираль». Первый успех пришёл в 1962 году: фигуристы наконец впервые выиграли чемпионат СССР (с десятой попытки!) и заняли 2-е места на чемпионате Европы и чемпионате мира. На Олимпиаде-64 неожиданно, с преимуществом в один судейский голос обыграли безусловных фаворитов М.Килиус — Х.-Ю.Боймлер (ФРГ).
Шедеврами
стали их программы 1965-68, в которых вдохновенно, с тонким психологизмом
раскрыт образ влюбленных (на муз. Рахманинова и Бетховена), достигнута
практически абсолютная синхронность всех движений, удивительная красота и
плавность линий. Белоусова — Протопопов повели мировое парное катание по
пути художественного обогащения программ. Однако в 1966 острейшую конкуренцию им
составила новая пара Жук— Горелик, проигравшая на чемпионате мира лишь
одним судейским голосом. На чемпионате мира 1968 программа была доведена до
идеала и судьи выставили оценки 6,0 за артистизм.
Однако затем пара стала проигрывать более молодым советским парам, чрезвычайно усложнившим программу. На чемпионате мира 1969 допустили несколько ошибок и заняли 3-е место. В 1970 на чемпионате СССР лидировали после исполнения обязательной программы, однако по сумме двух видов остались лишь четвёртыми и не попали в сборную страны (впоследствии заявили о судейском сговоре). На чемпионате СССР 1971 пара лишь 6-я, а в апреле 1972 — третья, но в отсутствии сильнейших пар, после чего спортсмены покинули любительский спорт.