Яковлев Иван Яковлевич
Иван
Яковлевич Яковлев (25
апреля 1848— 23 октября 1930)— чувашский просветитель, православный миссионер,
педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и
учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик,
фольклорист.
Иван
Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного
(«государственного») крестьянина в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда
Симбирской губернии (ныне — Тетюшский район Республики Татарстан). Рано
оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина
Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и
фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.
В
1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в
удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как
лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце
этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что
открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где
проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в
Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским
мерщиком.
Часто
разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И.Яковлев знакомился с
культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского
населения. Под влиянием либеральных идей 60-х годов XIX столетия он приходит к
мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с
помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения,
приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает
планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется
дополнительное образование.
В
конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в
удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он
должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V
класс Симбирской мужской гимназии.
Обучаясь
там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем
других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые
репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной
поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова,
постепенно расширяется.
В
1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский
университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н.
Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники,
литературу, а нередко и — материальную поддержку.
В
университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Н.
И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному)
вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев
составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита,
поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в
начале текущего тысячелетия, был основательно
забыт.
В
дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан
букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев,
сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними
консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой
он (Яковлев — ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на
неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш
задался мыслью чувашский язык сделать книжным...»
В
1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет
Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского
учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской,
Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в
г. Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой
драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность
Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и
содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он
осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской
школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и
других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в
местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические
принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и
учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной,
художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой
литературы.
И.Яковлев
вел активную переписку с академиками С. Платоновым, В. Радловым, А. Кони, В.
Имшенецким, музыкальными деятелями М. Балакиревым, С. Смоленским,
художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. В числе его
корреспондентов были: известный немецкий издатель, основатель «Universal
Bibliothek» в Лейпциге А. Реклам, французские учёные Л. Сиклер, А. Пинар,
венгерские — Г. Балинт, Д. Месарош, редактор «Revue Oriental» академик Б.
Мункачи и другие. За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч
писем. Основная их тема — просвещение и национальный подъем родного народа,
приобщение его к русской культуре. За 50 лет яковлевская чувашская Симбирская
школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число
воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания
новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке,
распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского
населения.
Многие
выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили
свой жизненный путь выдающимися достижениями «на поприщах науки, искусств,
ремесел, сельского хозяйства и т. п.», — с гордостью писал
И.Яковлев.
То,
что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для
русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа
интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что
только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью — Россией, чуваши могут
сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, —
писал И. Яковлев, — было всячески содействовать сближению между народами русским
и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были
служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре,
признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на
чувашский язык часть Библии: Новый Завет и Псалтырь. В настоящее время Библия
целиком переведена и издана на чувашском языке); 2) создание чувашского
литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с
алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно
как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим
Матери-России».
Осенью 1919 года И. Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году.