Ливчак Фёдор Осипович
Фёдор
Осипович Ливчак(1878-1919)-Федор
Ливчак пошел по стопам отца. В сентябре 1900 года он поступает на
архитектурно-строительный факультет института гражданских инженеров в
Петербурге, а в 1904 году с отличием его оканчивает.
После
окончания учебного заведения молодого инженера направляют в Смоленск, но потом
(в 1906 году) Ливчак вместе со своей семьей переезжает в Симбирск и получает
должность городского архитектора.
Вскоре
Ливчак оборудует земскую лабораторию для испытания строительных материалов. Там
он проводит опыты по изучению физических свойств «бетонита» – материала на
основе бетона, из которого Ливчак начинает производить пустотелые бетонные
блоки.
В
1910 году Федор Ливчак переходит на работу в Губернскую земскую управу. Работая
заведующим строительным отделом, Ливчак начинает строить первый цементный завод
на территории губернии, а год спустя открывает собственный завод. Кроме бетонных
блоков, он выпускает цветную цементную плитку, мозаично-мраморные ступени,
черепицу, железобетонные трубы и прочее.
В течение нескольких лет в одном только Симбирске из пустотелых бетонных блоков
было построено около пятидесяти зданий. За
свои заслуги в 1913 году Федор Ливчак был избран в состав гласных Симбирской
городской думы.
Еще одной удивительной разработкой Федора Ливчака становится... снаряд из
суперпрочного бетона. Для испытания новой военной разработки Ливчака даже
вызывают в Петербург. Однако испытания закончились не результативно. Осколочная
сила снаряда была слабой.
Последним
архитекторским проектом Ливчака в Симбирске стал дом симбирского купца Бокунина,
построенный им в 1916 году (жилой дом, ул. Радищева, 4). Ульяновцам этот
чудо-дом больше известен как «теремок».
Революцию
Ливчак не принял. С приходом большевиков к власти в Симбирске начались
репрессии, которые затронули многих друзей архитектора. Так что когда в город
вошли части Владимира Каппеля и белочехи, Ливчак стал оказывать им всяческую
помощь. С группой своих друзей он организовал мастерскую по переоборудованию
автомобилей. В мастерской Ливчака обычные грузовые автомобили переоборудовались
в броневики. Для этого автомобили обшивали бронелистами. Машины поступали на
вооружение белогвардейцам.