Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
Приёмная ректора: (8422) 44-30-66 , приёмная комиссия: (8422) 44-10-08

Главный корпус

Показать на карте

Общие рекомендации к оформлению учебных изданий

Виды печатных изданий:

Монография - научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Минимальный объем учебного издания такого рода – не менее 5,0 авт. л.

Учебникучебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, курса/модуля, ее (его) раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Минимальный объем учебного издания такого рода – не менее 5,0 авт. л.

Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Минимальный объем учебного издания такого рода – не менее 3,0 авт. л.

Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучению учебной дисциплины/курса/модуля, ее (его) раздела, части или воспитания. Минимальный объем учебного издания такого рода – не менее 3,0 авт. л.

Курс лекций – учебное издание, отражающее авторский лекционный материал, написанный в соответствии со структурным тематическим содержанием учебной дисциплины/курса/модуля и подготовленный с целью организации самостоятельной работы студентов.

Сборник научных трудов составляется из научных статей, содержащих ранее неопубликованные результаты исследований по важнейшим научным и научно-педагогическим проблемам.

Сборник материалов конференции - непериодический сборник, содержащий тексты докладов, обзоры по секциям, пленарные доклады, результаты дискуссий, проходивших на указанных мероприятиях.

Методические рекомендации - издания, содержащие пояснения по определенной теме, разделу или вопросу дисциплины или роду деятельности. В них отражается методика выполнения отдельных заданий или поясняется характер действий при выполнении определенной работы. Минимальный объем учебного издания такого рода – не менее 2,0 авт. л.


Виды печатных изданий по объему:

Книга - книжное издание, объем которого более 48 страниц.

Брошюра - книжное издание свыше 4, но не более 48 страниц.

Листовка - листовое издание объемом от 1 до 4 страниц.


Рекомендации к оформлению учебных изданий:

  • формат листа: А4;

  • поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 2 см, правое - 2 см;

  • шрифт: Times New Roman;

  • размер шрифта: 14 пт (для схем и таблиц допускается 12 пт);

  • межстрочный интервал: 1,5;

  • абзац (автоматический): 1,25 см;

  • текст должен быть выровнен по ширине;

  • в тексте следует использовать автоматический перенос слов;

  • в тексте не должно быть несколько пробелов подряд или табуляции, не выполняющих особых функций ни в начале, ни в конце абзаца;

  • перед названием нового раздела следует пропустить не менее двух межстрочных интервалов;

  • заголовки подразделов сверху и снизу отделяются от текста одним межстрочным интервалом;

  • ширина таблиц и рисунков не более 17 см.


Текст учебного издания

Текст учебного издания – дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный учебный материал.

Текст учебного издания должен отвечать следующим основным формальным требованиям:


  • соответствие рабочей программе учебной(ого) дисциплины/ курса/ модуля;

  • точность и достоверность приведенных сведений;

  • четкость и ясность изложения материала;

  • доступность информации;

  • лаконичность;

  • логичность и последовательность;

  • систематичность и преемственность излагаемого материала;

  • четкость структуры;

  • соответствие языка изложения материала нормам литературной речи;

  • достаточную степень оригинальности (отсутствие плагиата)

В состав текста учебного издания, кроме основного текста, могут входить следующие дополнительные элементы: таблицы, формулы и математические выражения и другие составляющие (например, иллюстрации, сокращения и аббревиатуры, условные обозначения, ссылки, примечания и т.п.). Таблицы нумеруются и ссылками отражаются в тексте. Если таблица не умещается на одной странице, то на последующих страницах в правом углу пишется «Продолжение табл. №», а на последней странице - «Окончание табл. №». Экспликация формул дается отдельной строкой без абзацного отступа. При наличии в тексте ссылок на формулы последние необходимо нумеровать арабскими цифрами. Номер формулы ставят в правый край страницы в круглых скобках. Ссылки в тексте на формулы также дают в круглых скобках.

Список использованных источников

Список использованных источников помещается после основного текста. Список может подразделяться на списки основной и дополнительной литературы. Внутри списка литературы допускается выделение разделов, содержащих документы определенного вида, с соответствующим наименованием (нормативные, справочные, учебные, научные и др.). Список литературы может быть упорядочен с использованием алфавитного либо иного (систематического, хронологического и др.) способа расстановки документов. Выбор способа представления библиографического списка определяет автор учебного издания. Список используемой или рекомендуемой литературы должен соответствовать национальному стандарту РФ ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2018


Приложения

Приложения – вспомогательные сведения научно-справочного характера, дополняющие содержание обязательных структурных элементов учебных изданий.

Правила оформления приложений в тексте учебного издания:

  • приложения помещают в конце учебного издания;

  • каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

  • приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;

  • слово «Приложение» и его номер размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения;

  • текст приложения может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения;

  • на все приложения в тексте учебного издания должны быть ссылки.



Учебно-теоретические издания

Учебник. Отдельные требования и рекомендации к структуре и содержанию:

– соответствие названия учебника, позиционируемого как основное учебное издание, названию учебной дисциплины/курса/модуля, которая(ый) входит в качестве самостоятельной единицы в учебный план соответствующей образовательной программы;

– указание на адресный круг назначения (в зависимости от уровня подготовки, ступени обучения и категории потенциальных читателей-обучающихся);

– конкретизация авторства в рамках элементов аппарата учебного издания и/или в учебном произведении относительно отдельных разделов, глав, параграфов и прочих частей учебного издания (по возможности, в случае, когда учебное издание написано в соавторстве или авторским коллективом);

– соотносимость основного содержания учебника с учебной программой;

– подбор и изложение основной учебной информации на основе широких научных обобщений, освещения достижений развития культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в тех временных и иных границах, которые необходимы для достижения заданных образовательных результатов;

– включение в основной текст схем, рисунков, фотографий, облегчающих восприятие материала, но не повторяющих его;

– недопустимость наличия в тексте сканов или скринов цифрового и графического экспортируемого авторского и неавторского материала;

– формулирование вопросов к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить изученный/изучаемый материал;

– наличие глоссария.

Учебник по отношению к учебной дисциплине/курсу/модулю является базовым изданием, а все другие либо конкретизируют, либо дополняют, либо развивают те положения, которые в него включены.


Учебное пособие. Отдельные требования и рекомендации к структуре и

содержанию:

– соответствие программе учебной дисциплины/ курса/ модуля (полное или частичное);

– конкретизация читательского адреса издания (читательский адрес, как правило, уже, чем у учебника) и его основного назначения;

– включение в основное содержание пособия более актуального материала по конкретной дисциплине/курсу/модулю, позволяющего расширить фундаментальные знания, включенные в учебник;

– конкретизация авторства в рамках элементов аппарата учебного издания и/или в учебном произведении относительно отдельных разделов, глав, параграфов и прочих частей учебного пособия (по возможности, в случае, когда учебное пособие написано в соавторстве или коллективно);

– исключение дубляжа по содержанию с имеющейся основной и дополнительной литературой;

– наличие дидактического материала (вспомогательные таблицы, алгоритмы, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоподготовки, список дополнительной литературы и т.д.).

Разработка учебного пособия может быть обусловлена появлением нового или элективного курса в рамках учебного плана конкретной образовательной программы, по которому отсутствует учебник.__


Курс лекций. Отдельные требования и рекомендации к структуре и

содержанию:

– наличие в текстуальной заголовочной части каждой лекции названия темы и плана лекции (вопросов лекции);

– конкретизация авторства в рамках элементов аппарата учебного издания и/или в учебном произведении относительно отдельных вопросов лекционного материала и прочих частей курса лекций (по возможности, в случае, когда курс лекций написан в соавторстве или коллективно);

– полное и аргументированное содержание темы каждой лекции, отличающееся достаточностью представленного материала для уяснения и понимания заявленных вопросов;

– недопустимость отрывочности, бессистемности, скачкообразности основного учебного материала;

– наличие сформулированных вопросов для самоконтроля в рамках каждой темы лекции; списка дополнительной литературы для ознакомления/изучения или же в целом по всем лекционным темам – в конце курса лекций;

– акцентуация на особенностях авторского подхода к изложению лекционного материала.



Учебно-методическое пособие

Отдельные требования и рекомендации к

структуре и содержанию (если пособие предназначено для обучающихся):

– наличие четко выраженной методической направленности, ориентированной на реальную помощь обучающемуся при освоении учебного материала, организации самостоятельной работы, выполнении отдельных видов письменных работ или иных учебных действий;

– непротиворечивость указаний или рекомендаций образовательной программе, рабочей программе, государственному стандарту соответствующего направления (специальности) и нормативным федеральным и локальным источникам, касающимся регламентации отдельных аспектов учебной деятельности, ее форм;

– наглядное представление примеров (образцов) заполненных форм учебной документации, унифицированных и неунифицированных Университетом, но предусмотренных, требуемых или возможных (в виде приложений к методическим рекомендациям/указаниям). Например, заполненные примеры индивидуального задания на практику, титульного листа и содержания к конкретному виду аттестационной работы и др., шаблонный вариант которых регламентирован в локальном документе Университета/структурного подразделения.


Отдельные требования и рекомендации к структуре и содержанию

(если пособие предназначено для профессорско-преподавательского состава):

– наличие четко выраженной методической направленности, ориентированной на реальную помощь преподавателю в части эффективной организации учебного процесса по дисциплине/курсу/модулю, разъяснения отдельных правил и требований, связанных со спецификой преподавания, работой со студентами и т.д.;

– аргументированное обоснование эффективности новых методических приемов, форм и методов организации учебной, производственной или любой другой деятельности в Университете;__

– наличие подтверждений эффективности предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками и пр. материалами.

В структуре пособия возможны три варианта представления методического и учебного материала: методическая и практическая части являются отдельными разделами, методическая и практическая части представлены в интегрированной форме, методическое содержание сформировано в отдельную часть, а также представлено в виде кратких инструкций-заданий в практической части.



ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ

Выходные сведения учебного издания включают:

– надзаголовочные данные;

– имя автора (соавторов);

– заглавие издания;

– подзаголовочные данные;

– выходные данные;

– классификационные индексы (УДК и ББК);

– авторский знак;

– Международный стандартный номер книги (ISBN);

– знак охраны авторского права;

– надвыпускные данные;

– выпускные данные.

Выходные сведения размещают на титульной странице (титульном листе) учебного издания, на обороте титульного листа, на концевом титульном листе (последняя страница издания). При отсутствии титульной страницы выходные сведения помещают на заменяющем ее элементе издания - на странице обложки. Если есть титульная страница, то на обложке обязательно должны быть размещены только фамилия автора и заглавие, остальные сведения являются факультативными.

Выходные сведения на титульной странице

Титульная страница (титульный лист) — главный источник сведений об издании. По титульной странице формируется представление о книге. С титульного листа по международным и отечественным правилам библиографирования берутся основные сведения для представления информации об издании. На титульной странице учебного издания приводят следующие сведения:

Надзаголовочные данные могут содержать сведения о организации, от имени или при участии которой выпущено издание. Наименование возглавляющей организации помещают над наименованием подчиненной организации. Наименование организации, от имени или при участии которой выпускается издание, приводят в официально установленной форме, которая позволяет идентифицировать учреждение. Если издание выходит от имени нескольких организаций, в надзаголовочных данных указывают наименования всех организаций в установленной ими последовательности. Имя автора (имена соавторов) приводятся перед заглавием. Фамилию автора выделяют полиграфическим способом. Приводятся сведения о 1-3-х соавторах. При наличии четырех и более соавторов имена всех соавторов переносят на оборот титульного листа. Форма приведения имени автора (соавторов) устанавливается автором (соавторами). Имена соавторов на разных строках.

Заглавие учебного издания оформляется с помощью шрифтовых выделений. Располагается заглавие после имени автора (соавторов).

Подзаголовочные данные могут включать:

– Сведения о читательском адресе и назначении издания содержат информацию о возрастной, профессиональной или социальной группе читателей, об особенностях работы с книгой.

– Сведения о грифе, означающем, что данное учебное издание утверждено, допущено или рекомендовано в качестве учебника или учебного пособия, публикуют по форме, указанном в официальном решении: «Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации», «Рекомендовано Ученым советом» и т.п. Эти сведения публикуют на титульной странице в подзаголовочных данных после данных о виде издания, имен научного редактора, составителя и других лиц, участвовавших в создании учебного издания или на обороте титульного листа. В учебно-методических пособиях в сведениях о виде издания указывают тип пособия.

– Сведения о составителях помещают в подзаголовочных данных или на обороте титульного листа. Порядок приведения имени составителя аналогичен правилам приведения автора. Перед именем составителя приводят слова, характеризующие его роль в создании учебного издания: «составитель», «составил», «редактор-составитель» и т.п. Слова, определяющие характер работы составителя, рекомендуется приводить так, чтобы имя было указано в именительном падеже. Не рекомендуется использовать словосочетание «автор-составитель»: либо создатель произведения является автором, либо он собрал, прокомментировал и обработал. Если составителей более 3-х, имена переносятся на оборот титульного листа.

– Сведения о научном (ответственном) редакторе приводят на титульном листе или обороте титульного листа. Слова, характеризующие вклад научного редактора в создание учебного издания, рекомендуется приводить по форме: «под общей редакцией...», «под редакцией...». В качестве научного редактора может быть указан один из соавторов. Перед именем научного редактора нередко указывают его ученое звание, научную должность. Сведения о составе редакционной коллегии, редакционного совета указывают на титульном листе или обороте титульного листа: «Редакционная коллегия», «Редакционно-издательский совет» и т.п. В круглых скобках после фамилий целесообразно отметить статус председателя, главного редактора, ответственного секретаря.

Выходные данные содержат сведения о том, где, кем и когда издано учебное издание. Местом выпуска учебного издания является город или иной населенный пункт. Название места издания приводят в именительном падеже в полной форме. Слово «город» или «г.» не приводят. Перед наименованием иных населенных пунктов указывается их административно-территориальный статус. На титульной странице издания, изданного совместно несколькими издателями, находящимися в разных населенных пунктах, указывают несколько населенных пунктов. Год выпуска издания обозначают арабскими цифрами без слова «год» или «г.»



Выходные сведения на обороте титульного листа

На обороте титульного листа учебного издания приводят:

Классификационный индекс УДК (Универсальной десятичной классификации) - иерархическая комбинационная система. УДК обязательный элемент издания. ГОСТ требует ставить его в верхнем левом углу оборота титульного листа вместе с аббревиатурой «УДК».

Классификационный индекс ББК (библиотечно-библиографическая классификация) - комбинационная система библиотечной предназначенная для организации библиотечных фондов, систематических каталогов и картотек в России. Индекс ББК приводят вместе с аббревиатурой «ББК» и помещают под индексом УДК.

Авторский знак располагается под первой цифрой индекса ББК. В авторском знаке кодируется фамилия автора книги или первое слово заглавия книги (если издание опубликовано под заглавием).

Сведения об утверждении или рекомендации учебного издания приводят на обороте титульного листа, если не указаны на титульной странице.

Сведения о соавторах, если их четверо и более, и других лицах, участвовавших в создании книги, приводят на обороте титульного листа, если эти сведения не указаны на титульной странице. Имена соавторов приводят после слов «Авторы» или «Авторский коллектив». Последовательность приведения имен устанавливается соавторами. Имена авторов приводятся по форме «инициалы, фамилия». Если отдельные главы (части) учебного издания созданы соавторами самостоятельно, то в круглых скобках после фамилии указывают номера соответствующих глав (частей). На обороте титульного листа помещают имена составителей, авторов вступительных статей, предисловий, комментариев, библиографического списка и т.п., научных редакторов, сведения о составе редакционной коллегии (совета) издания, и других лиц, участвующих в создании учебного издания. Эти сведения помещают в верхней части оборота титульного листа.

Авторский знак указывают на левом поле перед второй строкой библиографической записи.

Заголовок библиографической записи может содержать имя лица, наименование организации. Составление заголовка регламентируется ГОСТ 7.80-2000. Библиографическое описание оформляют в виде текстовой полосы в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, начиная с абзаца. Основное заглавие печатают полужирным шрифтом, если оно является первым элементом библиографической записи (т.е. когда заголовок записи не используется).

Рекомендуется оформлять библиографическое описание по следующей схеме:

Заголовок библиографической записи.

Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности ; последующие сведения об ответственности. - Сведения об издании. - Место издания : Издатель, год издания. - Объем.

В библиографическом описании прописные буквы применяются в соответствии с современными правилами грамматики русского языка, независимо от того, какие буквы употреблены в книге. С прописных букв начинается первое слово каждой области, а также любые заглавия.

Аннотация - содержащая краткая характеристику издания с точки зрения его целевого назначения, читательского адреса, издательско - полиграфической формы и других особенностей.

Издательская аннотация является частью библиографической записи и не включает сведения, вошедшие в библиографическое описание, а дополняет их. Аннотация включает следующие сведения: целевое назначение; данные об авторе, которые позволяют судить об авторитетности издания; жанр произведения; краткое раскрытие содержания, которое должно раскрыть специфику и его отличие, новизну; специальность, если не сказано в библиографическом описании; особенности научно-справочного аппарата. Аннотацию начинают с абзаца и составляют по ГОСТ 7.9-95, ГОСТ 7.86-2003. Рекомендуемый средний объем аннотации - 500 печатных знаков (не должна превышать абзац, состоящий из 10-12 строк). Между библиографическим описанием и аннотацией делают полуторный интервал.

УДК, ББК помещают под аннотацией в правом нижнем углу.

ISBN (Международный стандартный номер книги) является уникальным идентификационным номером каждого издания, один и тот же ISBN не может быть присвоен разным изданиям. В книжных изданиях стандарт требует печатать ISBN в левом нижнем углу оборота титульного листа издания, а также допускает его размещение в нижней части последней страницы обложки или задней сторонки переплета.

Знак охраны авторского права (копирайт) оповещает о наличии у физических и юридических лиц авторских прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», приводят в правом нижнем углу оборота титульного листа по ГОСТ Р 7.0.1-2003. Знак охраны авторского права состоит из элементов:

1) латинской буквы C в окружности: ©.

2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав.

3) года первого опубликования произведения (без слова «год»).

Если знак охраны авторского права содержит имя физического лица, придерживаются следующей последовательности элементов: фамилия и инициалы физического лица или нескольких физических лиц через запятую, наименование объекта авторского права (кроме основного текста), год первой публикации. Допускается не приводить знак охраны авторского права, если правообладателей четверо и более.

© Иванов Б. А., 2015


Надвыпускные данные и выпускные данные

Надвыпускные и выпускные данные приводят на концевом титульном листе, т.е. на странице следующей после основного текста или после страницы, на которой приведен раздел «Содержание» («Оглавление») учебного издания.

В надвыпускных данных приводят следующие сведения:

– Вид издания по целевому назначению устанавливают по ГОСТ. В стандарте выделены следующие основные виды изданий по целевому назначению: официальное, научное, научно-популярное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, справочное, учебное, и т.д.

– Заглавие серии и номер выпуска.

– Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) приводят полностью после вида издания и после сведений о серии. Фамилию автора выделяют полужирным шрифтом. В надвыпускных данных приводят полные имена всех соавторов, если их не более трех. Когда у книги четыре и более соавтора, приводят полную форму имен первых трех авторов со словами «и др.».

– Заглавие учебного издания обычно оформляют прописными буквами.

– После заглавия приводят фамилию, имя, отчество составителя (составителей) полностью, имени составителя предшествует слово «Составитель» со знаком «:». Фамилию составителя выделяют полужирным шрифтом. Когда составителей четверо и более, указывают полные имена первых трех со словами «и др.». Имена остальных лиц, участвующих в создании книги, как правило, в надвыпускных данных не приводят.

Выпускные данные книги содержат следующие сведения:

– дата подписания в печать;

– формат издания;

– объем издания в условных печатных листах;

– тираж;

– номер заказа полиграфического предприятия;

– юридическое имя и полный почтовый адрес издателя;

– юридическое имя и полный почтовый адрес полиграфического предприятия.

Образец