Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
(8422) 44-16-19
Корпус №1
(8422) 44-19-08
Корпус №2
(8422) 43-59-74
Корпус №3
(8422) 32-47-87
Корпус №4
Естественно-географический факультет - один из старейших факультетов Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова.
Дата рождения факультета естествознания - 1 сентября 1934 года.
История факультета начиналась с отделения химии, на первый курс которого в 1932 году поступило 27 студентов. В последующем были утверждены кафедры зоологии и ботаники, было создано географическое отделение при двухгодичном учительском институте, а в сентябре 1937 года сформировалась кафедра географии.
Первым деканом факультета был назначен Пауль Карлович Леман, окончивший Ленинградский государственный университет и аспирантуру по специальности «Химия».
К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (1970 г.) факультет переехал в новый учебный корпус.Были созданы геолого-палеонтологический музей и зимний ботанический сад, в котором собраны уникальные виды сосудистых растений из разных уголков земного шара, пополнился новыми экспонатами зоологический музей, сформирована кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека и животных.
Развивалась учебно-методическая и материально-техническая база: в 1953 г. в пойме р. Свияга была построена агробиологическая станция, в 1965 году на берегу Старомайнского залива заложена биостанция. Расширилась география учебных практик и экспедиционных исследований, охватившая регионы Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, Казахстан и Среднюю Азию.
В этот период стали формироваться научные школы по энтомологии и геоботанике, орнитологии и ихтиологии, физической, экономической и социальной географии, этнографии и этнологии, во главе которых стояли выдающиеся ученые-профессора А.А.Любищев, Р.Э.Левина, С.С. Гайниев, В.В.Благовещенский, Н.Н.Благовещенская, Р.В.Наумов, К.С.Кальянов, С.Т.Будьков, Ю.А.Волков, Л.П.Шабалина и др.
В последующем научные изыскания были продолжены в области теории эволюции и биоразнообразия, репродуктивной и популяционной биологии, карпологии и вегетативного размножения, физиологии и экологии человека, эрозионных и русловых процессов, аналитической и органической химии, селекции и генетики, а также методики преподавания учебных дисциплин- биологии, химии, географии и экологии.
Адрес: | 432071 Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4/5. |
Телефон: | (8422) 44-30-55 |
Эл. почта: | [email protected] |
Сегодня естественно-географический факультет готовит бакалавров и магистров в области биологии и химии, географии и экологии, иностранных языков и туризма, геоэкологии и биотехнологии.
«Биология/Химия»
«География/Экология»
«География/Иностранный язык»
"География", "Биология" (заочная форма обучения)
"Биолого-медицинская безопасность" (очная и заочная форма обучения)
44.03.05 «Биология. Химия» Очное
44.03.01 / 44.03.01«Биология. Психология» Очное
44.03.01 «Биоэкология»
"Биологическое образование"
"География и туристско-рекреационная деятельность" (заочная форма обучения)
"Педагогический менеджмент в химическом образовании" (заочная форма обучения)
"Геоэкология и химия окружающей среды" (заочная форма обучения)
"Биотехнология с основами нанотехнологий"
На факультете действуют аспирантуры по биологическим, географическим (Науки о Земле), историческим и педагогическим наукам: ботаника; энтомология; ихтиология; физиология; микробиология; экология; патология, онкология, морфология животных; экономическая, социальная, политическая и рекреационная география; этнография, этнология и антропология, а также общая и профессиональная педагогика.
Специалист по учебно-методической работе деканата очного отделения естественно-географического факультета - Борисова Светлана Павловна.
Специалист по учебно-методической работе деканата заочного отделения естественно-географического факультета - Вакулова Екатерина Сергеевна.
На факультете ежегодно обучаются более 800 студентов дневной и заочной формы обучения, 50 магистрантов и 21 аспирант. Функционируют 3 тематические кафедры – географии и экологии, биологии и химии, биологии человека и основ медицинских знаний.
Учебно-методическая деятельность осуществляется высококвалифицированными специалистами – 13 профессорами и докторами наук, 45 доцентами и кандидатами наук, 12 старшими преподавателями, научными сотрудниками и ассистентами.
Специализированные лекционные аудитории и учебные кабинеты, компьютерные классы, научные лаборатории и станции, этнографический, геологический, анатомический и зоологический музеи, богатый научный гербарий растений имени проф. В.В. Благовещенского, зарегистрированный в Международной базе данных IndexHerbariorum, способствуют реализации компетентностного подхода к освоению ФГОС ВО.
Учебные планы предусматривают изучение следующих дисциплин: Биохимия и биотехнология, Ботаника (морфология, систематика и физиология растений), Биогеография животных и растений, Биология размножения и развития, Генетика, Геология динамическая и историческая, Зоология беспозвоночных и позвоночных, Землеведение, Картография с основами топографии, Общая и неорганическая, аналитическая и прикладная химия, Физическая география материков и океанов,Экономическая и социальная география России и зарубежных стран и т.д.
Интерактивные методы освоения профессиональных умений и навыков – это эколого-географические проекты «Малые реки Ульяновской области», мастер-классы, круглые столы и диспуты в рамках проведения научно-практических конференций (День Натуралиста, День науки, «Ноосфера»), фестивалей (День Земли, День химика, Неделя экологии и географии, «Фрегат «Паллада»), реализации программ Детской ядерной академии и Академии естественнонаучного образования и т.д.
Важным звеном в системе подготовки современных высококвалифицированных специалистов являются учебные и производственные практики по ботанике и зоологии, генетике и экологии, топографии и геологии, геоморфологии и почвоведению, метеорологии и ландшафтоведению, химической технологии и краеведению.
В ходе прохождения полевых практик студенты приобретают практические умения и навыки коллекционирования минералов и горных пород, гербаризации растений, постановки наблюдений за популяциями птиц и животных, знакомятся с эколого-флористическими и фаунистическими комплексами, фациями и урочищами, разрабатывают мероприятия по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов.
Районы дальних маршрутных практик охватывают предгорья Северного Кавказа и Карелию, Урал и Забайкалье. В ходе комплексных научных экспедиций студенты соприкасаются со всем многообразием живой и неживой природы.
Научная деятельность факультета охватывает ряд фундаментальных направлений исследования и прикладных разработок - это изучение гистологии позвоночных животных (проф. Антонова Е.И.), ионно-мембранных механизмов генерации возбуждения в миелинизированных нервных волокнах (проф. Каталымов Л.Л.), развития и совершенствования двигательно-координационных качеств (проф. Назаренко Л.Д.), соматотипов в онтогенезе под влиянием физической нагрузки (проф.Перфильева Н.П.), паразитических перепончатокрылых (доц. Егоренкова Е.Н.), энтомофауны (проф. Золотухин В.В.), микробиологии (проф. Ильина Н.А.), биохимических основ регуляции организмов (проф. Любина Е.Н.), цитологии (проф. Антонова Е.И.), наземных экосистем (проф. Артемьева Е.А.) а также реализация совместных проектов по анализурусловых и эрозионных процессов (доц. Золотов А.И., доц. Шкляр А.А.),этно- социокультурного наследия в Среднем Поволжье (доц. Анисимова Е.Ю., доц. Идиатуллов А.К., проф. Чуканов И.А.), проведение микробиологического мониторинга объектов окружающей среды (проф. Красноперова Ю.Ю.) и т.д.
При кафедрах работают научные секции флористики и геоботаники (к.б.н., доц. Масленников А.В.), общей экологии ( к.б.н., доц. Беззубенкова О.Е., к.б.н., доц. Ленгесова Н.А.), агротехники (к.с/х.н., доц. Пырова С.А.), микробиологического мониторинга объектов окружающей среды (д.б.н., проф. Красноперова Ю.Ю.), экологической физиологии растений (к.б.н., доц. Коняев И.С.), ихтиологии (к.б.н., доц. Алеев Ф.Т.), орнитологии (к.б.н., доц.. Корепов М.В.), гидробиологии (к.б.н., доц. Михеев В.А.), территориальной организации социальной инфраструктуры (к.г.н., доц. Федоров В.Н.) и селитьбы (к.г.н., доц. Аксенова Е.Ю.), прикладной химии (к.х.н., доц. Пестова Н.Ю.), методики преподавания географии и экологии (к.б.н., доц. Онищенко Н.С.), биологии (к.б.н. доц. Кузнецова М.Н., к.б.н. доц. Недошивина С.В.), химии (к.п.н., доц. Гусева И.Т.) и т.д.
Научно-исследовательский центр фундаментальных и прикладных проблем биоэкологии и биотехнологии (рук. д.б.н., проф. Антонова Е.И.) осуществляет свою деятельность в сфере высоких технологий – молекулярной генетики и микробиологии, клеточных технологий, морфологии (гистологии и цитологии), биохимии и токсикологии, экологии и биоразнообразия.
Естественно-географический факультет в рамках международного сотрудничества реализует научно-исследовательские проекты с зарубежными коллегами из стран дальнего и ближнего Зарубежья - Северной Америки, Европы, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Научные изыскания находят свое отражение в сборниках научных трудов «Природа Симбирского Поволжья», Любищевские и Трешниковские чтения, «Вестник СНО УлГПУ», учебных пособиях по географическому, этнографическому и биологическому краеведению, журналах «Мономах», «География и экология», «География в школе», «Проблемы региональной экологии», в периодической печати, освещаются на радио и телевидении.
Естественно-географический факультет – это не только высокий уровень подготовки выпускников, но и насыщенная, полная творчества студенческая жизнь.
Студенческая жизнь - это возможность проявить себя в научно-исследовательской, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой, гражданско-патриотической деятельности.
Студенты нашего факультета принимают активное участие в молодёжных форумах, фестивалях («Поволжская экологическая неделя», «Праздник Дикого пиона»), акциях («День Журавля», «Зелёный марафон»), воплощают в жизнь социальные проекты («Зелёный уголок», «Начни с себя», «Посади и вырасти своё дерево», «Чистый город», «Экопарк «Черное озеро», «Аллея Славы»).
Давняя добрая традиция факультета – участие в проведении поэтических конкурсов, театрализованных представлений (рук. Александр Ясюлис, гр.БХ-13), тематических викторин («Симбирский умелец», «Познай свой край»), интеллектуальных игр («Что? Где?, Когда?»), брейн-рингов, геолекторий «Я живу в России» (2016) и многожанровых смотров (мистер и мисс УлГПУ, «Студенческая весна» и «Студенческая осень») (https://www.youtube.com/watch?v=RYKcU-vqXf8) (https://www.youtube.com/watch?v=cDvqTc8pU2Y). Активисты гражданско-патриотического сектора являются организаторами конкурса «Живая история», «Живи и помни», «Открытка ветерану».
Студенты принимают непосредственное участие в проведении профильных олимпиад (https://www.youtube.com/watch?v=Cjl9EEkuGhg), научно-практических конференций («Трёшниковские чтения» (https://www.youtube.com/watch?v=03gc5iooffc), «Любищевские чтения», школьно-студенческой конференции «Ноосфера»), географического (2015, 2016) и этнографического (2016) диктантов (https://www.youtube.com/watch?v=BozHYs7BOU0) и т.д.
Студенческое научное общество (СНО) (куратор к.б.н., доц. А.В.Масленников) участвует в реализации проектов («Атлас гнездящихся птиц Европы», «Флора бассейнов рек Ульяновской области»), в проведении биолекторий «Пауки Ульяновской области», «Насекомые Ульяновской области», «Редкие и охраняемые растения Ульяновской области», занимается научно-исследовательской деятельностью в области зоолого-ботанического краеведения, этнографии, прикладной химии и рационального природопользования, в пропаганде здорового образа жизни. Руководитель научного сектора Елизавета Абросимова (гр. БХ-15) - победитель областного конкурса «Самый умный первокурсник».
В рамках всероссийской акции «Знание - суперсила!» с участием студентов были организованы диспуты, мастер-классы по написанию научных проектов (рук. к.б.н., доц. А.В.Мищенко), а также творческие встречи с видными учеными – естествоиспытателями («Клуб путешественников», «Фестиваль авторской песни»).
Студенты факультета не представляют свою жизнь без спорта. Они являются активными участниками командных состязаний по различным его видам – волейболу, футболу, баскетболу, лыжным гонкам, заплыву в бассейне, пулевой стрельбе.
Студенческий пресс-центр факультета (рук. Ильнар Валиуллов, гр. БХ-14) выпускает пресс- и пост-релизы для сайта педагогического университета, готовит фото- и видеоматериалы о студенческой жизни, ведёт официальную группу в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/press_egf_ulspu), имеет свой аккаунт «Instagram» (@egf_ulspu), а также канал на «YouTube» (Est Geo).
«Студенческая жизнь на естественно-географическом факультете не просто кипит, а взрывается и извергается как огромный вулкан. Студентам не сидится на месте, они способны на многое и ежедневно доказывают это! Деканат факультета всячески поддерживает все инициативы студентов, помогает в реализации планов студенческого совета и ведёт работу по духовно-нравственному, гражданско-правовому, патриотическому воспитанию студентов», - резюмирует заместитель декана естественно-географического факультета по воспитательной работе Даниил Фролов.
Выпускники факультета работают во всех экологических и природоохранных структурах, лабораториях химического и технологического контроля, в санитарно-гигиенических и диагностических центрах, естественнонаучных музеях и туристических фирмах, проектно-изыскательных учреждениях, комитетах и органах природного надзора, экологической экспертизы, заповедниках и заказниках, национальных парках и ботанических садах.
Молодые специалисты востребованы в области экспериментальной биологии и экологии, биотехнологии и микробиологии, экологического бизнеса и менеджмента, землеустройства и ландшафтного дизайна, краеведения и туризма, социальной экологии и региональной экономики, геоинформационных технологий, занимаются в сфере рекреации и недропользования, а также решением проблем охраны культурного и природного наследия России, передают знания в образовательных организациях и учреждениях.