Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
Приёмная ректора: (8422) 44-30-66 , приёмная комиссия: (8422) 44-10-08

Главный корпус

Показать на карте

Кафедра дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Кафедра дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин была организована 1 февраля 2021 года после слияния двух кафедр: кафедры педагогических технологий дошкольного и начального образования и кафедры методики естественнонаучного образования и информационных технологий. С 1 апреля 2024 года в состав кафедры вошли сотрудники кафедры методики гуманитарного и поликультурного образования.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин определяется потребностями системы образования Ульяновской области.

Контактная информация:

Тел.: 8 (8422) 32-39-89, е-mail: [email protected] 

Адрес: 432017, ул. 12 Сентября, 81, каб. 46, 51.

КАФЕДРА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ


ПО ПРОГРАММАМ

Для педагогов дошкольных образовательных организаций:

- Инновационные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве.

- Проектирование и реализация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.

- Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО.

- Развитие потенциала современного воспитателя дошкольной образовательной организации в формате непрерывного образования.

- Реализация требований ФГОС ДО и ФОП ДО в образовании детей раннего возраста.

- Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО.

- Менеджмент в образовании: управление дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО.

- Организация развивающей образовательной среды для приобретения воспитанниками ДОО опыта в двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.

- Проектирование образовательной среды в ДОО для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

- Разработка рабочей программы группы в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО.

- Формирование предпосылок социальной компетентности у детей раннего возраста.

- Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО (на примере естествознания).

- Формирование основ финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

- Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Для педагогов начального уровня образования:

- Реализация требований обновленных ФГОС НОО в работе учителя.

- Методическое сопровождение учителей начальных классов в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и федеральных образовательных программ.

- Разработка и реализация образовательных программ начального общего образования в соответствии с ФГОС и ФОП.

- Функциональная грамотность как планируемый результат обновленного ФГОС НОО: технологии и формы организации учебной деятельности младших школьников.

- Особенности организации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

- Обновленный ФГОС НОО: достижение метапредметных и личностных результатов средствами предметных областей.

- Проектирование образовательной деятельности в условиях обновленных ФГОС НОО и федеральных образовательных программ: формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

  

Для педагогов основного и среднего уровней образования:

- Технологии проектирования и реализации учебного процесса по математике с учетом требований ФГОС ООО и СОО.

- Преподавание физики и астрономии в условиях реализации ФГОС ООО и СОО.

- Развитие профессиональной компетентности учителя информатики в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и ФГОС СОО

- Современные подходы к преподаванию математики, астрономии, физики, информатики в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО.

- Повышение эффективности подготовки обучающихся по химии.

- Современное биологическое образование в контексте обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО.

- Инновации в биологическом образовании в контексте обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО.

- Преподавание географии по обновленному ФГОС ООО и ФГОС СОО: содержание, методы и технологии.

- Актуальные вопросы преподавания химии, биологии и географии в условиях реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО.

- Развитие навыков педагога по оказанию первой помощи обучающимся.

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы.

Современные подходы к преподаванию родного языка и родной литературы.

Совершенствование образовательного процесса при обучении иностранному (английскому/немецкому/французскому) языку.

Совершенствование профессиональных компетенций учителей истории и обществознания в условиях реализации обновлённого ФГОС ОО.

Театральная деятельность в школе и в учреждениях дополнительного образования в условиях реализации обновлённого ФГОС: организационно-методические аспекты.

Актуальные проблемы искусствоведческого образования в школе в условиях реализации ФГОС ОО.

Совершенствование преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации ФГОС ОО.

Совершенствование профессиональных компетенций школьных библиотекарей в условиях реализации ФГОС ОО.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Заведующая кафедрой:

Спирина.jpgСпирина Елена Владимировна – кандидат биологических наук, доцент.

Электронная почта[email protected]

Общий стаж работы: 19 лет, научно-педагогический стаж: 19.

Преподаваемые дисциплины: «Инновации в биологическом образовании: особенности содержания и новые методические подходы», «Современное биологическое образование в контексте ФГОС: особенности содержания и новые методические подходы», «Актуальные вопросы преподавания химии, биологии, географии в условиях реализации ФГОС», «Развитие навыков педагога по оказанию первой помощи обучающимся».

Образование: высшее, 2004 г., Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова, специальность «Биология. Химия», квалификация «Учитель биологии и химии»; профессиональная переподготовка: «Педагогика и методика преподавания отдельных дисциплин (модулей) по программам высшего образования (география, биология, химия)» (2019 г.), «Педагогика и психология специального (дефектологического) образования» (2019 г.), «Водные биоресурсы и аквакультура» (2021 г.).

Кандидатская диссертация: «Амфибии как биоиндикационная тест-система для экологической оценки водной среды обитания» (03.00.16), 2007 г.

Ученое звание доцента (2010 г.).

Сфера научных интересов: биоиндикация и биомониторинг; метакогнитивные образовательные технологии, методика преподавания биологии; подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии, развитие навыков педагога по оказанию первой помощи обучающимся.

Государственные и ведомственные награды: Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за победу в конкурсе «Лучший учитель Российской Федерации» в рамках ПНПО (№179 от 1 июля 2008 г.), грант Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» за победу в конкурсе «Методические пособия для лекторов» (2017 г.).

Приоритетные направления работы:

-  Председатель региональной предметной комиссии по проверке развернутых ответов ОГЭ и ЕГЭ по биологии в Ульяновской области.

- Федеральный эксперт Федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования.

- Тьютор по сопровождению педагогов центров «Точка роста» по реализации образовательных программ по биологии с использованием современного оборудования.

Автор 355 научных и учебно-методических работ, в том числе 25 статей в журналах из списка ВАК, 10 статей в журналах Scopus и Web of Science. Автор 11 патентов и интерактивного атласа-определителя «Ихтиофауна Средней Волги» (информационная карта) (Свидетельство о регистрации электронного ресурса №18464. Выдано ИНИПИ РАО, ОФЭРНиО 23.07.12. Инв. Номер ВНТИЦ № 50201251033).

1. Спирина, Е. В. Кейс-технология как средство формирования экологической культуры обучающихся в процессе преподавания биологии / Е. В. Спирина, М. Н. Карпова, А. А. Павлушин // Поволжский педагогический поиск. – 2023. – № 4(46). – С. 124-135.

2. Карпова, М. Н. Кейс-технологии как средство формирования экологической культуры обучающихся на уроках биологии : Учебно-методическое пособие / М. Н. Карпова, Е. В. Спирина. – Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2023. – 30 с.

3. Гречушникова, Т. Ю. Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии / Т. Ю. Гречушникова, Е. В. Спирина. – Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2023. – 32 с.

4. Образовательный квест как средство формирования основ экологической грамотности детей дошкольного возраста / В. А. Цепкало, Е. В. Спирина, И. М. Чибова [и др.]. – Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2023. – 32 с.

5. Спирина, Е.В. Мотивационно-психологическое восприятие обучающимися занятий по физической культуре / Е. В. Спирина, В. В. Зарубина // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 1. – С. 42-44. – DOI 10.24412/0040-3601-2022-1-42-44.

6. Effectiveness of the Use of the Adaptogen Trekrezan in the Cultivation of African Catfish / E. Spirina, E. Romanova, L. Shadyeva, V. Romanov // International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2021) : Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources, Kazan, 28–29 мая 2021 года. Vol. 37. – Kazan: EDP Sciences, 2021. – P. 00176. – DOI 10.1051/bioconf/20213700176.

7. Эффект стимуляции антиоксидантной системы рыб на фоне использования пробиотика споротермин / Е. В. Спирина, Е. М. Романова, В. В. Романов, Л. А. Шадыева // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. – № 1(49). – С. 85-90. – DOI 10.18286/1816-4501-2020-1-85-90.

Повышение квалификации по программам:

 «Формирование естественно-научной грамотности обучающихся при изучении раздела «Генетика» на уроках биологии», 2021 - 72 ч.

«Тьюторское сопровождение педагогов центров «Точка роста» по реализации образовательных программ по биологии с использованием современного оборудования», 2021 - 36 ч.

«Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» по предмету «Биология», 2023 - 36 ч.

 «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по предмету «Биология», 2023 - 72 часа.

«Организация образовательного процесса с использованием цифровых технологий и сетевых сервисов» , 2024 – 36 ч.

СОСТАВ КАФЕДРЫ

Анохина И.А. 1.jpgАнохина Ирина Анатольевна – доцент кафедры, кандидат биологических наук, доцент.

Электронная почта: [email protected]

Общий стаж работы: 44 года, научно-педагогический стаж: 31 год.

Преподаваемые дисциплины: «Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования», «ФГОС ДО: структура, особенности, требования к результатам», «Современные образовательные технологии работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию в свете ФГОС ДО», «Содержание, формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО», «Общие вопросы педагогической технологии», «Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО», «Проектирование образовательной деятельности ДОО по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО».

Образование:

- средне-специальное, Ульяновское музыкально-педагогическое училище, 1979 г.; специальность «Музыкальное воспитание»; квалификация – учитель пения, музыкальный воспитатель; 

- высшее, диплом с отличием, Ульяновский ордена «Знак почета» государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова, 1989 г.; специальность «Педагогика и психология (дошкольная)», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию».

Кандидатская диссертация: «Морфофункциональные эффекты закаливания детей 5-7 лет». 2002 г., Институт возрастной физиологии РАО, г. Москва.

Ученое звание – доцент дошкольного образования, 2008 г.

Профессиональные интересы: здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании, организация системы оздоровительной работы в современном ДОО, взаимодействие ДОО с родителями по повышению их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, формирования у детей основ культуры здоровья и ценностей ЗОЖ, актуальные проблемы физического развития детей раннего и дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Государственные и ведомственные награды: Благодарность заместителя председателя Государственной Думы по образованию Л.Н. Тутовой 2020 г., Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации 2012 г., Почетная грамота Президиума областной территориальной организации профсоюза 2017 г.; Дипломы члена жюри I, II, III, IV Всероссийского конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования» - 2014, 2015, 2016, 2017.

Достижения и поощрения:

- член редколлегии журнала «Современный детский сад» г. Москва, 

- участник авторского коллектива ПООП ДО «Детский сад 2100», 

- член жюри Всероссийских конкурсов: Российского образовательного форума «К здоровой семье через детский сад», «Здоровый дошкольник», «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2014, 2015, 2016, 2017» и др.,

- региональный координатор Межотраслевого центра интеграции работников дошкольного образования (г. Москва), 

- глава исследовательского комитета «Здоровый дошкольник» Всероссийской «Ассоциации лучших ДОО и педагогов»;

- участник I и II Всероссийских фестивалей конкурсных проектов, посвященных дню воспитателя и всех дошкольных работников, г. Москва 2016, 2017 г. 

- член жюри областных конкурсов в сфере дошкольного образования.

Повышение квалификации по программам:

- «Методика построения индивидуального образовательного маршрута в процессе реализации программ непрерывного образования», г. Казань, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный у6ниверситет», 2020 – 72 часа;

- «Организация дистанционного обучения в цифровой среде вуза и сервисах Интернет», г. Ульяновск, ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020 – 108 часов.

Общее количество публикаций: 96, среди них:

1.     Анохина, И. А. Социальный аспект воспитания здорового ребенка в дошкольной образовательной организации / И. А. Анохина // Категория "социального" в современной педагогике и психологии : Материалы 10-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 06–07 июля 2022 года / Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2022. – С. 16-21.

2.     Анохина, И. А. Из опыта участия в жюри Федерального научно-общественного конкурса "Восемь жемчужин дошкольного образования" / И. А. Анохина // Современное дошкольное и начальное общее образование : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, Ульяновск, 24 ноября 2021 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2021. – С. 10-14.

3.     Анохина, И. А. О компетентности педагога ДОО в воспитании здорового ребенка / И. А. Анохина // Развитие личности в образовательном пространстве : Материалы XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова, Бийск, 20 мая 2021 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, 2021. – С. 223-229.

Анохина, И. А. О приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни в условиях дошкольной образовательной организации / И. А. Анохина // Поволжский педагогический поиск. – 2020. – № 1(31). – С. 77-84. – DOI 10.33065/2307-1052-2020-1-31-77-84. 

ахметов.jpg

Ахметов Марат Анварович – профессор кафедры, доктор педагогических наук, доцент.

Преподаваемые дисциплины: «Повышение эффективности подготовки обучающихся по химии», «Актуальные вопросы преподавания химии, биологии и географии в условиях реализации ФГОС общего образования», «Теория и методика обучения химии»

Образование: высшее, Казанский государственный университет, 1989 г., квалификация – химик; аспирантура, КГУ, 1992 г., химик исследователь.

Диссертации и учёные степени: кандидатская диссертация по теме «Состояние сульфенилбромидов и сульфенилхлоридов в растворе и пути их взаимодейстивия с производными амида 1-окси-2-нафтойной кислоты», 1992г.; докторская диссертация по специальности 13.00.02 по теме«Развитие познавательной активности учащихся в личностно-ориентированном обучении химии», 2013г.

Учёное звание: доцент.

Научные интересы: методика обучения химии.

Общественная работа: член редколлегии журнала «Химия в школе» (ВАК).

Повышение квалификации по программам:

-      «Организация дистанционного обучения в цифровой среде вуза и сервисах Интернет», г. Ульяновск, ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020 – 108 часов.

Общее количество публикаций: 224, среди них:

1.    Литра, М. А. Химический адвент-календарь как форма дистанционной внеурочной деятельности учащихся / М. А. Литра, М. А. Ахметов // Актуальные проблемы химического образования : Сборник статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов, Пенза, 30 ноября 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2023. – С. 119-122.

2.    Штоббе, И. А. Учебно-методический комплект по химии как средство развития познавательной активности иностранных студентов / И. А. Штоббе, М. А. Ахметов // Актуальные проблемы химического и экологического образования. Верховский-150 : материалы 68-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 11–13 мая 2023 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. – С. 248-251.

3.    Ахметов, М. А. Проблема преемственности содержания обучения химии в общеобразовательной школе / М. А. Ахметов // Актуальные проблемы химического и экологического образования. Верховский-150 : материалы 68-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 11–13 мая 2023 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. – С. 28-31.

4.    Ермакова, Ю. А. Экспериментальные мини-исследования в развитии познавательной активности учащихся / Ю. А. Ермакова, М. А. Ахметов // Актуальные проблемы химического и экологического образования. Верховский-150 : материалы 68-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 11–13 мая 2023 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. – С. 54-57.

5.    Литра, М. А. Возможности интернет-ресурсов в организации учебного контроля по химии / М. А. Литра, М. А. Ахметов // Актуальные проблемы науки и образования : материалы Международного форума, Екатеринбург, 12–13 декабря 2022 года. Том Часть 1. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. – С. 427-433.

6.    Кафиятуллина, А. Г. Актуальная тема: учащимся о профессии учителя / А. Г. Кафиятуллина, Е. Н. Любина, М. А. Ахметов // Химия в школе. – 2023. – № 1. – С. 46-49. 

Бравина.jpg

Бравина Марина Алексеевна - профессор кафедры, кандидат исторических наук, доцент. Заслуженный работник образования Ульяновской области.

Преподаваемые дисциплины: Теория и методика обучения истории. Теория и методика обучения обществознанию. Современные средства оценивания результатов обучения. Основы современной Российской цивилизации. Историческое краеведение. Воспитательный потенциал исторического образования. История мировых религий. Методика подготовки к ГИА.

Председатель регионального отделения Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания.

Старший эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию.

Член жюри регионального этапа Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют»

Председатель жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию

Член ЦПМК и жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Член рабочей группы Экспертного Совета по развитию исторического образования группы при Министерстве науки и высшего образования

Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой и Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области, Почётными грамотами Министерства образования и науки Ульяновской области, Благодарственным письмом Законодательного собрания Ульяновской области, Благодарственным письмом Всероссийского педагогического собрания, Благодарственным письмом Общественной Палаты Ульяновской области. 

Общее количество публикаций более 80, среди них:

1. Кириллов, В. В. История России для технических вузов : Учебник / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 612 с. – ISBN 978-5-534-17274-4.

2. Бравина, М. А. Противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны в условиях информационной войны: педагогический аспект / М. А. Бравина, О. Р. Хасянов // Поволжский педагогический поиск. – 2023. – № 4(46). – С. 90-100.

3. Бравина, М. А. Педагогические условия формирования патриотизма в структуре социокультурной идентичности студенческой молодежи Ульяновских вузов / М. А. Бравина, Н. В. Дергунова // Гражданское участие и публичная власть в Ульяновской области в 2020-2021 гг.: вызовы пандемии, уроки и перспективы : Сборник научных трудов / УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «РЕГИОНАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. РЕЙТИНГИ» («РАПИР»); Ульяновское региональное отделение Российского общества социологов; Ульяновское региональное отделение Российской ассоциации политической науки. – Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2021. – С. 59-70.

4. Школьный курс обществознания как фактор формирования политической идентичности страшеклассников / Н. В. Дергунова, Н. В. Власова, М. А. Бравина, М. А. Десятникова // Гражданское участие и публичная власть в Ульяновской области в 2020-2021 гг.: вызовы пандемии, уроки и перспективы : Сборник научных трудов / УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «РЕГИОНАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. РЕЙТИНГИ» («РАПИР»); Ульяновское региональное отделение Российского общества социологов; Ульяновское региональное отделение Российской ассоциации политической науки. – Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2021. – С. 71-86.

5. Khasyanov O.R., Bravina M.A. Electorate Orders as a Representation of the Everyday Problems of the Post-War Rural Society of Kuibyshev Region (1947) Nauchnyi dialog. –2020; –(9): 469-482. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-9-469-482 (Web of Science)

6. Бравина М.А. «В коммуне остановка», или Коллективизация быта горожан-провинциалов в условиях революции и Гражданской войны. Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». — 2020. — № 3. — С. 41—48. — DOI: 10.25688/2076-9105.2020.39.3.04. Из перечня ведущих рецензируемых научных журналов ВАК.

Глебова.pngГлебова Зоя Владимировна - доцент кафедры, кандидат педагогических наук.

Преподаваемые дисциплины: Современный русский язык. Речевые практики: русский язык и культура речи. Стилистика и культура речи.  Методика преподавания русского языка. Методика обучения литературе. Современные образовательные технологии в процессе обучения литературе. Литературное краеведение.  Методика подготовки к ГИА.

Доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики УлГПУ им. И.Н. Ульянова, преподаватель русского языка в лицее УлГПУ им. И.Н. Ульянова, ведущий эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ (русский язык).

Общее количество публикаций более 90, среди них:

Глебова З.В., Курошин Р.Е. Формирование смыслового чтения посредством анализа художественного текста (на примере урока словесности в 8 классе по рассказу М.М. Зощенко «Обезьяний язык») / Формирование читательской грамотности на уроках филологического цикла и во внеурочной деятельности. Материалы региональной VIII научно-практической конференции. Ульяновск, 2023. С. 36-42.

Глебова, З. В. Изучение иноязычных заимствований как изобразительно-выразительного средства в художественных текстах на уроках словесности / З. В. Глебова, А. С. Алексанова // Русское слово : Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Языковая личность и текст» (в рамках Всероссийского научного форума «Личность и текст в образовании XXI века», посвящённого 100-летию профессора Е. И. Никитиной), Ульяновск, 19–20 октября 2023 года / Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. Том Выпуск 15. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2023. – С. 118-122.

Глебова, З. В. Употребление иноязычных слов в речи современной молодёжи: всё в норме или пора бить тревогу? / З. В. Глебова, Р. Е. Курошин // Научные исследования XXI века. – 2023. – № 3(23). – С. 164-167.

Молодой педагог: векторы развития и практики сопровождения / З. В. Глебова, С. В. Данилов, В. В. Зарубина [и др.]. – Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. – 160 с.

Глебова, З. В. Заимствованные слова как средство художественной выразительности в рассказе Н.М. Кононова "Микеша" / З. В. Глебова // Гуманизация и гуманитаризация образования XXI века: Чтение в образовательной среде вуза и школы : Материалы XVII-ой Международной научно-методической конференции памяти И.Н. Ульянова К 90-летию Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, 19–20 октября 2022 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. – С. 157-166.

Данилов С.В., Шустова Л.П., Глебова З.В. Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: «Акмеология образования. Психология развития». Том 11. № 1 (41). 2022. 96 с. С. 80-87. ISBN 2304-979.

Шустова Л.П., Данилов С.В., Глебова З.В. Интеграция образовательных технологий в обучении наставничеству // Поволжский педагогический поиск, 2021. № 3 (37). С. 35-41. ISSN:2307-1052.

Глебова З.В. Культурологическая составляющая при обучении школьников заимствованной лексике: достижение личностных результатов // Поволжский педагогический поиск, 2021. № 3 (37). С. 70-75. ISSN:2307-1052.

Глебова З.В., Лукьянова М.И. Комплексное сопровождение молодого учителя в педагогическом университете: монография. Ульяновск: УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2020, 160 с. ISBN: 978-5-907216-09-9.

Зарубина.png

Зарубина Валентина Викторовна – профессор кафедры, кандидат педагогических наук, доцент.

Электронная почта: [email protected]

Общий стаж работы: 40 лет, научно-педагогический стаж: 21 год.

Преподаваемые дисциплины: «Стратегия развития образования в  условиях реализации национального проекта «Образование», «Разработка образовательных программ школы в соответствии с ФГОС и ФООП».

Образование:

- высшее, диплом с отличием, Ульяновский ордена «Знак почёта» государственный педагогический институт имени И.Н. Ульянова, 1982 г.; специальность: история и обществоведение; квалификация: учитель истории и обществоведения.

Кандидатская диссертация: «Теория и практика совершенствования адаптивного образования в современной средней общеобразовательной школе», 2001 г., Ульяновский государственный педагогический институт имени И.Н. Ульянова.

Учёное звание – доцент по кафедре педагогики и психологии, 2007 г.

Профессиональные интересы: развитие профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования, программно-методическое обеспечение деятельности образовательных организаций, образовательные программы школы как инструмент государственной политики в сфере образования.

Государственные награды: почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 2008 г.

Достижения и поощрения:

- региональный оператор Единого федерального портала  дополнительного профессионального педагогического образования;

- федеральный эксперт Единого федерального портала  дополнительного профессионального педагогического образования;

- член аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ульяновской области;

- член Государственной экзаменационной комиссии Ульяновской области.

Повышение квалификации по программам:

«Содержательные аспекты методического сопровождения учителя в условиях реализации требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО», ФГАУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», 2022 г., 36 час.

«Функциональная грамотность в российской школе», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», 2021 г., 72 час.

«Тьюторское сопровождение индивидуально-ориентированного профессионального развития педагогических кадров», ФГАУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», 2021 г., 16 час.

«Нормативно-правовое регулирование дополнительного профессионального образования и профессионального обучения», ООО «Центр непрерывного образования и инноваций», 2021 г., 72 час.

Общее количество публикаций: 123, среди них:

1.            Молодой педагог: векторы развития и практики сопровождения / З. В. Глебова, С. В. Данилов, В. В. Зарубина [и др.]. – Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. – 160 с. – EDN RVKEXX.Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках обществознания средствами решения учебных задач. Методическое пособие / В.В. Зарубина, Л.Н. Дворкина и др. – М.: Планета, 2020. -192 с. – (Образовательный стандарт).

2. Тьюторское сопровождение проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС общего образования : Учебно-методическое пособие / В. В. Зарубина, Л. Г. Ладаева, Л. П. Токмакова [и др.]. – Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. – 170 с.

3. Теория и практика тьюторского сопровождения проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС общего образования / В. В. Зарубина, Л. Г. Ладаева, Л. С. Токмакова [и др.]. – Ульяновск : Качалин Александр Васильевич, 2022. – 104 с.

4. Инновации в образовании: тенденции, практики, исследования / Э. В. Гриценко, С. В. Данилов, А. С. Данилова [и др.]. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2022. – 192 с. – ISBN 978-5-6049042-6-8.

5. Рабочая программа воспитания: опыт разработки и внедрения / В. В. Зарубина, Е. В. Спирина, И. Д. Майоров [и др.] // Новое поколение профессионалов в образовании: миссия и возможности реализации потенциала молодого педагога в условиях вызовов VUCA-мира : Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Ульяновск, 17–18 ноября 2021 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. – С. 32-35.

6. Спирина, Е. В. Мотивационно-психологическое восприятие обучающимися занятий по физической культуре / Е. В. Спирина, В. В. Зарубина // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 1. – С. 42-44. – DOI 10.24412/0040-3601-2022-1-42-44. 

Кущ Оксана Анатольевна.jpgКущ Оксана Анатольевна – ассистент кафедры.

Электронная почта – kushch_oksana@mail.ru

Общий стаж работы – 27 лет, педагогический 10 лет.

Преподаваемые дисциплины: «Функциональная грамотность как планируемый результат начального общего образования», «Международные и российские исследования оценки качества образования: навыки XXI века».

Образование: высшее, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2001 г., квалификация: учитель начальных классов; Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2021 г., магистратура по программе «Проектирование и управление в социально-образовательной сфере».

Государственные и ведомственные награды: Почетная грамота Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, 2021 г.

Повышение квалификации по программам:

«Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях», 2023 г., 36 ч.

«Трансформация методической службы и организация методического сопровождения педагогов», 2023 г., 36 ч.

«Воспитательная деятельность в учреждениях среднего профессионального образования, 2022 г., 132 ч.

Сфера научных интересов: профессиональное развитие учителя начальных классов, реализация ФГОС НОО.


Майданкина Н.Ю..jpg

Майданкина Наталья Юрьевна – профессор кафедры, кандидат педагогических наук, доцент.

Электронная почта: [email protected]

Общий стаж работы: более 30 лет, научно-педагогический стаж: более 20 лет.

Преподаваемые дисциплины: «Проектирование образовательной деятельности ДОО по социально-коммуникативному развитию в соответствии с ФГОС ДО», «Содержание, формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО», «Управление инновационными процессами в образовании в свете ФГОС ДО», «Педагогика раннего возраста», «Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», «Формирование основ финансовой культуры детей дошкольного возраста».

Образование: высшее, 1981 г., Ульяновский государственный педагогический институт имени И.Н. Ульянова, Квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию»; профессиональная переподготовка: «Педагогика и психология специального (дефектологического) образования», 2019 г.

Кандидатская диссертация: «Правовое воспитание на первоначальных этапах становления личности», 2004 г.

Профессиональные интересы: проблемы повышения качества дошкольного образования, непрерывного профессионального развития педагога ДОО, образовательного контента социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Государственные и ведомственные награды: Грамота Министерства образования и науки РФ, Грамота областного профсоюзного комитета работников образования.

Достижения и поощрения:

- член Ученого совета ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»;

- председатель Ассоциации педагогических работников дошкольных образовательных организаций Ульяновской области; 

- член областного координационного совета по внедрению ФГОС ДО; 

- член экспертного совета областной программы развития инновационных процессов (дошкольная секция); 

Исследовательские проекты и гранты: «Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в условиях внедрения ФГОС ДО».

Повышение квалификации по программам:

«Организация дистанционного обучения в цифровой среде вуза и сервисах Интернет», г. Ульяновск, ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020 – 108 часов.

Общее количество публикаций более 165, среди них:

1. Майданкина, Н. Ю. Детское портфолио как эффективный диагностический инструмент по оценке качества реализации Программы воспитания «Мир путешествий по Симбирскому краю» / Н. Ю. Майданкина, Е. В. Олейникова, В. Г. Новопольцева // Воспитательные практики: детский сад, школа, вуз : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 11 апреля 2023 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2023. – С. 339-343.

2. Майданкина, Н. Ю. Формирование основ социальной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры / Н. Ю. Майданкина, А. С. Островская // Воспитательные практики: детский сад, школа, вуз : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 11 апреля 2023 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2023. – С. 344-351.

3. Майданкина, Н. Ю. Методическое сопровождение педагога в области воспитания у дошкольников основ гражданственности и патриотизма с учетом социальной ситуации / Н. Ю. Майданкина, Н. Х. Абдюшева // Воспитательные практики: детский сад, школа, вуз : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 11 апреля 2023 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2023. – С. 58-62.

4. Майданкина, Н. Ю. Система методического сопровождения педагога дошкольной сферы на основе формирования института профессиональных объединений / Н. Ю. Майданкина // Нижегородское образование. – 2023. – № 2. – С. 55-66.

5. Майданкина, Н. Ю. Научно-методическое сопровождение воспитателя в области социально-коммуникативного развития дошкольников / Н. Ю. Майданкина // Поволжский педагогический поиск. – 2023. – № 1(43). – С. 59-65.

6. Майданкина, Н. Ю. Конструирование системы нмс педагога дошкольной сферы на основе тенденции формирования института профессиональных объединений / Н. Ю. Майданкина // Поволжский педагогический поиск. – 2023. – № 2(44). – С. 46-55.

Ольга_Мукина.jpg Мукина Ольга Геннадьевна – доцент кафедры, кандидат филологических наук.

Преподаваемые дисциплины: «Цифровые технологии в деятельности педагога (руководителя)».

Образование: высшее, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2002 г., квалификация – учитель русского языка и литературы; соискательство, Ульяновский государственный университет по специальности 10.02.01 – русский язык, 2012 г.

Диссертации и учёные степени: кандидат филологических наук, «Речевая репрезентация синестезии в творчестве русских поэтов XIX-XX веков», 2012 г.

Научные интересы: ИКТ-компетентность учителя; феномен синестезии в русской поэзии; русский как иностранный.

Повышение квалификации по программам:

1.     «Технологии международного позиционирования России в сфере продвижения русского языка и образования на русском 2022», (Москва, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина 36 часов, 19.12.2022).

2.     Магистратура «Русский как иностранный» (ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», февраль 2023 г.)

Член жюри регионального этапа всероссийской Олимпиады по русскому языку

Публикации:

1.            Мукина, О. Г. Изучение поэтического языка. Явление синестезии / О. Г. Мукина // Знание. Понимание. Умение. – 2023. – № 1. – С. 244-250. – DOI 10.17805/zpu.2023.1.18.

2.            Мукина, О. Г. Синестезия как особенность видения мира и черта индивидуального авторского стиля П.А. Вяземского / О. Г. Мукина // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты : Тезисы и материалы XXII международной научной конференции, посвященной 150-летию Московского педагогического государственного университета и 70-летию со дня рождения профессора А.А. Гагаева, Покров, 14–16 сентября 2022 года / Под общей редакцией А.В. Пузырёва. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 174-179.

3.            Мукина, О. Г. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному: перспективы и проблемы / О. Г. Мукина // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : Сборник материалов V Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и VI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17–20 ноября 2021 года. – Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. – С. 330-336.

4.            Мукина, О. Г. Кейс-технологии в обучении иностранцев русскому языку / О. Г. Мукина // Поволжский педагогический поиск. – 2022. – № 3(41). – С. 15-19.

5.            Мукина, О. Г. Подходы в дистанционном обучении русскому языку как иностранному / О. Г. Мукина // Обучение русскому языку как иностранному в современном образовательном пространстве : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Ульяновск, 09–10 июня 2020 года / Под общей редакцией Е.В. Корочкиной. – Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2021. – С. 18-21.

6.            Мукина, О. Г. Подходы в дистанционном обучении к русскому языку как иностранному / О. Г. Мукина // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : Сборник статей IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов(отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 14–16 октября 2020 года. – Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 589-593.

Реализуемые программы:

- «Актуальные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога»,

- «Современная информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС»,

- «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века»,

- «ИКТ в условиях введения ФГОС».

Государственные и ведомственные награды: Грамота ОГБОУ ДПО УИПКПРО (Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования), Грамота ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», Грамота Министерства образования Ульяновской области.

Назарова Елена Александровна – старший преподаватель кафедры, победитель областного этапа конкурса «Учитель года – 2012».

Общий и педагогический стаж 19 лет.

Преподаваемые дисциплины: «Современные информационные технологии в преподавании углубленного курса информатики в соответствии с требованиями ФГОС СОО», «Современные подходы к преподаванию математики, астрономии, физики, информатики в условиях реализации ФГОС общего образования», «Теория и методика обучения информатике»

Образование: высшее, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, 2001 г., квалификация: учитель математики и информатики; Ульяновский государственный университет, 2008г., квалификация: инженер информационных систем и технологий. С 2001 по 2004 г. обучалась в аспирантуре при УлГПУ им. И.Н.Ульянова по специальности «Математический анализ».

Научные интересы: методика преподавания информатики.

Государственные и ведомственные награды: Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Почётный работник общего образования РФ, Благодарственное письмо Губернатора Ульяновской области.

Блохина Екатерина Ивановна – старший преподаватель кафедры.

Общий и педагогический стаж 11 лет.

Преподаваемые дисциплины: «Функциональная грамотность как планируемый результат ФГОС НОО: технологии и формы организации учебной деятельности младших школьников», «Особенности организации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ», «Проектирование образовательной деятельности в условиях обновленных ФГОС НОО: формирование универсальных учебных действий у младших школьников», «Обновленный ФГОС НОО: достижение метапредметных и личностных результатов средствами предметных областей».

Образование: высшее, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, 2012 г., квалификация: учитель начальных классов с дополнительной специальностью «Иностранный язык».

Научные интересы: методика преподавания в начальной школе.




  Докторова Евгения Борисовна

  специалист по УМР кафедры

   
  
  Сафонова Ольга Владимировна

  специалист по УМР кафедры