Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
(8422) 44-16-19
Корпус №1
(8422) 44-19-08
Корпус №2
(8422) 43-59-74
Корпус №3
(8422) 32-47-87
Корпус №4
Становление кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (бывшего института), как отдельного подразделения приходится на 1968 год и связано с именем первого заведующего кафедрой Большунова Я.В. - кандидата психологических наук, доцента.
С момента зарождения кафедры все члены вели активную научно-исследовательскую, просветительскую работу. Члены кафедры - участники всех пяти съездов Общества психологов СССР и многих Всесоюзных, Всероссийских конференций и симпозиумов по различным проблемам психологии.
Кафедра психологии одной из первых в университете начала работу (в рамках хоздоговора) с производственным объединением «Комета» - передовым предприятием нашего города и отрасли. Сотрудники кафедры обучали руководителей низшего и среднего звена предприятия (бригадиров, мастеров участков, заместителей и начальников цехов), в течение работы было издано и внедрено в массовую практику методическое пособие «Социально-психологические аспекты управления».
В 1988 году состоялся первый минитренинг с учителями городских школ и профессиональных училищ в рамках Всесоюзной Педагогической Творческой Учебы педагогов. Организаторами этого тренинга выступили преподаватели кафедры психологии.
В этот же период кафедра получает мощный импульс к развитию в связи с введением в школы должности психолога и возникшей острой необходимостью в подготовке кадров соответствующей квалификации. Ульяновский педагогический институт откликнулся на этот запрос одним из первых в стране: уже в 1989 году на естественно-географическом факультете (декан А.Ф. Зинковский) было создано отделение психологии, а спустя год, в рамках хозяйственного договора с областным Управлением образования, на базе кафедры открылись 9-месячные курсы по переподготовке на школьных психологов. Это потребовало от кафедры серьёзных вложений: к тому времени вузовские психологи в масштабах всей страны не располагали ни учебным планом, ни учебными программами, ни даже самой концепцией обучения новой специальности. Разработка этого нового направления в деятельности кафедры была начата А.И. Резником, Е.Ю. Худобиной, С.Д. Поляковым и Ю.В. Синягиным; впоследствии свой вклад внесли Е.А. Брагина, Н.М. Гнедова, Е.Ю. Литвинова, И.А. Семикашева, А.И. Фёдоров, С.В. Данилов, И.А. Семёнова.
В первой половине 90-х годов преподаватели кафедры разработали ряд оригинальных учебных программ, благодаря чему в 1993 -1994 годах эти программы и концептуальные разработки кафедры использовались в качестве основы при создании Государственных образовательных стандартов по дисциплинам психолого-педагогической подготовки и подготовки по специальности 020400 - Психология.
Во второй половине 90-х годов группой преподавателей кафедры под руководством профессора С.Д. Полякова был выигран грант РГНФ - «Управление развитием личности в учебном процессе» (исследовательская группа: С.Д. Поляков; Г.В. Морозова; А.И. Резник; И.Г. Егорова). К проекту были привлечены педагоги средних школ города, экспериментальная работа велась параллельно в нескольких классах. По окончании проекта издана монография (коллективное авторство). В дальнейшем научные гранты имели Поляков С.Д., Брагина Е.А., Семикашева И.А., Федоров А.И.
В результате научно-исследовательской деятельности сложилась научная школа профессора С.Д. Полякова «Теоретические и эмпирические психопедагогические исследования».
Рост профессионального потенциала кафедры незамедлительно сказался и на её востребованности за рамками вузовского преподавания. Отвечая на запросы практики, сотрудники кафедры активно включаются в разнообразные хоздоговорные проекты, а также создаются свои программы по повышению квалификации и переподготовке. Одним из первых в этом направлении появился проект «Школа тренеров» под руководством Кожевниковой О.А. Проект в качестве инновационного образовательного проекта был представлен в 2009 году на Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» в Москве («EXPOPRIOPITY’2009»). Инициатива, творчество и профессиональный интерес Кожевниковой О.А. способствовали появлению курсов переподготовки «Организационная психология» и «Практическая психология».
На сегодняшний день кафедра имеет договора о сотрудничестве с ЦСПП «Семья», СПЦ «Подсолнух», Центр иппотерапии «Лучик», психологической службой УВД и другими структурами. В рамках этих соглашений преподаватели кафедры оказывает теоретическую и методическую поддержку, проводят совместные мероприятия и выполняют гранты.
Проблемы развития российского и регионального образования также не обходят стороной нашу кафедру. По инициативе Полякова С.Д. совместно с кафедрой педагогики и Советом молодых учёных с участием представителей УИПКПРО, УлГТУ, УлГУ, Министерства образования Ульяновской области, школ был организован семинар с аналогичным названием.
Поляков С.Д., Стрюкова Г.А., Брагина Е.А. занимаются научным консультированием школ в рамках программы РИП.
В августе 2012 года преподаватели кафедры (П.Г.Аверьянов, С.Д.Поляков, Г.А.Стрюкова) принимали участие в организации и проведении второго сбора областного клуба организаторов воспитания «Им – пульс». (В рамках научно-практических сборов «Профессиональные педагогические сообщества как ресурс инновационного развития образования») и т.д.
Перестройка работы школы в свете модернизации педагогического образования и ФГОС общего среднего образования делает актуальной задачу формирования готовности выпускников педагогических университетов к работе в новых условиях. В связи с этим, одним из стратегических направлений деятельности кафедры является развитии психологии образования. В рамках данного направления преподаватели кафедры принимали активное участие в выполнение госконтракта (совместно с кафедрами педагогики и дошкольной педагогики) «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов».
Предложенный вариант подготовки магистрантов по данному направлению был признан одним из лучших и нашему ВУЗу было предложено совместно с Московским и Сан-Петербургским государственными педагогическими университетами создать единую примерную образовательную программу по подготовке воспитателя в рамках психолого-педагогического направления, а основные положения нашей концепции также войдут в новый профессиональный стандарт.
На кафедре сложилась традиция, что многие студенты различных факультетов участвуют в ежегодных студенческих научно-практических и научно-методических конференциях с докладами по психологии под научным руководством преподавателей кафедры психологии, Всероссийских олимпиадах по психологии.
Совершенствуется и преподавание психологии студентам. Традиционные формы все чаще сочетаются с коммуникативными и личностно-ориентированными тренингами, ролевыми и деловыми играми, групповыми дискуссиями, проблемными семинарами, диалоговыми лекциями и пр.
С 2004 г. - при кафедре психологии открыт и действует «Психологически центр», который возглавляет Семикашева И.А. Его основные направления: оказывает психологическую помощь студентам всех факультетов УлГПУ им. И.Н. Ульянова; on-lain консультирование студентами 5 курса населения на специально созданном сайте, организация сотрудничества с психологическими центрами города, который в 2016 году был преобразован в Центра практической психологии при УлГПУ.
В 2014 году состоялось открытие лаборатории психофизиологии и психодиагностики. На базе лаборатории осуществляется научно - исследовательская, хоздоговорная деятельности, современные средства по психодиагностике используются в образовательном процессе при подготовке педагогов-психологов.
Кафедра психологии руководит следующими образовательными программами бакалавриата:
Психология образования
Практическая психология
Магистратуры:
Психология образования
Практическая психология в социальной сфере и образовании
Психолого-педагогическое сопровождение девиантного поведения
Психология и педагогика инклюзивного образования.
На сегодняшний день на кафедре работают: 1 доктор наук, профессор и 18 кандидатов наук, доцентов, среди них Семикашева И.А. - член Международного Общества по Изучению Идентичности (США) и член Международного Общества по Изучению Теста Роршаха (США).
Контакты кафедры:
Адрес: 432071 г. Ульяновск, пл. В.И. Ленина, д. 4/5, ауд. 452,
Телефон: (8422) 44-30-88
Е-mail: [email protected]
Состав кафедры:
Сфера научных интересов: развитие личности дошкольников и особенности их поведения; взаимодействие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; профессиональная подготовка специалистов, работающих с детьми.
Преподаваемые дисциплины: «Развитие у дошкольников навыков общения и взаимодействия», «Сказка-терапия в работе с детьми дошкольного и школьного возраста», «Психолого-педагогические основы подготовки детей к школе», «Психологическое сопровождение ребенка», «Психологические основы проявления одарённости развития творчества у дошкольников», «Сказкотерапия в работе с дошкольниками», «Психология дошкольного возраста», «Психологические аспекты социализации детей дошкольного возраста», «Детская практическая психология».
Награжден Медалью К.Д.Ушинского, является Отличником народного образования заслуженным деятелем науки и техники Ульяновской области.
Сфера научных интересов: психология образования, психопедагогика, социальная и педагогическая инноватика.
Преподаваемые дисциплины: «Психология»,«Культурно-историческая теория и деятельностный подход в психологии и образования», «Психологические проблемы развивающего обучения и воспитания», «Психопедагогика», «Практикум по развивающему воспитанию», «Педагогическая психология», «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательной организации»,«Психологические проблемы высшей школы».
Аверьянов Петр Геннадьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии
В 1998 - 1999 прошел профессиональную переподготовку по специальности «Психология» (квалификация: педагог-психолог).
Белозерова Лилия Алмазовна
Сфера научных интересов: изменения качеств личности, возникающие на разных этапах профессиональной деятельности; изменения когнитивной и личностной сферы современных детей и подростков под влиянием социокультурных трансформаций.
Преподаваемые дисциплины: «Психология», «Психофизиология», «Нейропсихология детского возраста», «Медико-биологические основы дефектологии», «Психологические и психологобиологические особенности развития ребенка», «Психофизиология профессиональной деятельности».
Повышение квалификации:
1. «Оказание первой помощи обучающимся в условиях образовательной организации» 18 ч., 2019 г.
2. «Организация дистанционного обучения в цифровой среде вуза и сервисах Интернет», 108 ч.,2020 г
3. «Формирование антикоррупционной культуры руководителей и педагогов в условиях современного законодательства», 72 ч.,2021 г.
4. «Теория и методика преподавания психологии в образовательных организациях высшего образования», 36 ч.,2021 г.
5. «Инклюзивное образование в условиях высшего образования» 36 ч.,2021 г.
Сфера научных интересов: психологические проблемы инклюзивного образования, психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса; психологическое сопровождение детей и подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы и отклонениями в психическом развитии; национально обусловленные особенности представления женщин о материнстве и женской идентичности.
Преподаваемые дисциплины: «Становление методологических и теоретических основ психологии», «Общая и экспериментальная психология», «История психологии», «Психология индивидуальных различий», «Клиническая психология», «Психопатология», «Эмоционально–волевые расстройства у детей и подростков», «Актуальные проблемы специальной психологии и специальной педагогики», «Психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Психологическая работа с неуспевающими школьниками»
Преподаваемые дисциплины: «Педагогическая психология», «Психопедагогика», «Специальная психология», «Возрастная психология».
Сфера научных интересов: феномены возрастной психологи, личностная, гендерная, сексуальная идентичность, использование методов арт-терапии в консультировании детей, подростков, взрослых.
Преподаваемые дисциплины: «Возрастная психология и психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного и школьного возраста», « Арт-терапия при работе с дошкольниками», «Арт-терапия в логопедии», «Использование методов арт-терапии в работе логопеда», « Группы личностного роста у подростков», «Арт-терапия в работе с детьми младшего школьного возраста», «Психология подростка и юношества», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Практикум по психологии развивающего обучения», « Практикум по психологии развития», «Проблемы психологии молодёжи», «Консультирование по проблемам личностного развития», «Практики использования игры в работе с детьми дошкольного возраста», «Психотехнологии проектирования и сценирования развивающей работы с детьми», «Критерии и показатели психического развития детей в раннем и дошкольном возрасте», «Введение в профессиональную деятельность педагога-психолога».
Кривцова Наталья Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент,
Высшее педагогическое образование,
Специальность: биология и психология.
Стаж работы по специальности 27 лет.
Преподаваемые дисциплины: Основы физического воспитания, ИКТ в работе учителя-дефектолога, ИКТ в работе учителя-логопеда, Техника речи, Речевая культура, Психолог-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью
Наиболее значимые награды:
- Благодарственное письмо Администрации города Ульяновска, 2018 г.;
- Благодарственное письмо ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2019г.
Сфера научных интересов: воспитательные системы в образовательных организациях, воспитание в области физической культуры и спорта, психология поведения и коррекция отклонений, основы внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, воспитательные технологии, социальная и специальная психология, профессиональное самоопределение, психология спорта.
Сфера научных интересов: Детская психология, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое здоровье детей и подростков, дети с расстройствами аутистического спектра, прогностический потенциал человека и его развитие.
Преподаваемые дисциплины: «Психологические здоровье дошкольников», «Психология детско-родительских отношений», «Психологические аспекты адаптации детей в ДОУ», «Профессиональная этика психолого-педагогической деятельности», «Развитие у дошкольников навыков общения и взаимодействия», «Методика проведения занятий по психологии», «Психологическая служба в системе образования», «Психологическая готовность детей к школе».
Младший научный сотрудник лаборатории психофизиологии и психодиагностики.
Практикующий психолог, дипломированный педагог-психолог. В 2022 -2024 гг. проходит профессиональную переквалификацию по направлению «Медицинский (клинический) психолог».
Сфера научных интересов: педагогическая психология, медицинская психология, психодиагностика, индивидуальная и групповая психотерапия, психологическое консультирование.
Резник Александр Иванович
кандидат психологических наук, доцент
1. «Оказание первой помощи обучающимся в условиях образовательной организации» 18 ч., 2019 г.
2. «Организация дистанционного обучения в цифровой среде вуза и сервисах Интернет», 108 ч.,2020 г
3. «Формирование антикоррупционной культуры руководителей и педагогов в условиях современного законодательства», 72 ч.,2021 г.
4. «Теория и методика преподавания психологии в образовательных организациях высшего образования», 36 ч.,2021 г.
5. «Инклюзивное образование в условиях высшего образования» 36 ч.,2021 г.
Сфера научных интересов в области общей, возрастной, социальной и педагогической психологии, конфликтологии: проблема личностно-профессиональной Я-концепции студентов, профессиональной деформации и эмоционального выгорания, использование элементов социально-педагогического тренинга, арт-терапии, пластилиновой терапии как активного метода обучения.
Преподаваемые дисциплины: «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Специальная психология, педагогическая психология, основы социально-педагогического тренинга для педагогов, управление конфликтами в педагогическом коллективе, управление конфликтами в подростковой среде, социально-психологический тренинг у подростков.
Семенова Ия Анатольевна
Член Ассоциации психологов Ульяновской области, психолог-консультант, практический психолог-эклектик (НЛП, гештальт-, телесноориентированный подходы), эксперт регионального конкурса «Лидеры России», Ульяновск 2020 г.
Сферы научных интересов: психология одаренности, самоактуализации и востребованности личности в социально-экономических условиях, формирование личностных образовательных результатов учащихся, саморазвитие личности в профессиональной деятельности, психологические причины школьной неуспешности, психология кризисов, психотравма, психология безопасности, кинезиология, тренинги командообразования, личностного роста, построения карьеры.
Преподаваемые дисциплины: психология: общая, возрастная, социальная, работа психолога в кризисных ситуациях, этнопсихология, психология одаренности и творчества, психологические основы проявления одаренности и развития творчества у детей, сопровождение одаренных детей, психологическая поддержка семьи одаренного ребенка, экспериментальная психология, модели и практика наблюдения, формирование безопасной психологически комфортной образовательной среды.
Член Международного Общества Изучения Идентичности (Society for Research on Identity Formation - SRIF)
Член Международного Общества Изучения Теста Роршаха (International Society of the Rorschach and Projective Methods - ISR)
Исполнительный директор Центра практической психологии УлГПУ, модератор сайта www.psi-center.ru, созданного для Интернет-консультирования студентов вуза и отработки практических навыков студентов-психологов.
Научный руководитель Центра социально-психологической помощи «Семья» в г. Ульяновске.
Сфера научных интересов: психология девиантного поведения, психологическое консультирование, групповая психотерапия, подростковая психотерапия, Тест Роршаха.
Преподаваемые дисциплины в этом учебном году: «Девиантное поведение подростков», «Индивидуальное психологическое консультирование», "Групповое психологическое консультирование", «Управление конфликтами в подростковой среде», «Психологическое консультирование в образовании», «Дистанционное психологическое консультирование», «Современные методы психологического консультирования", "Психология виктимного поведения", "Основы суицидологии".
Сфера научных интересов: педагогическая психология, психологические аспекты воспитания в системе кадетского образования.
Преподаваемые дисциплины: «Психология», «Математические основы психологии», «Основы специальной психологии».
Сфера научных интересов: семейная психология, консультирование, психотерапия, индивидуальное и групповое консультирование, аддиктивное поведение, целеполагание, Time-менеджмент, временная перспектива, экзистенциальная психология.
Преподаваемые дисциплины: «Психология семьи», «Психология детско-родительских отношений», «Основы психологического консультирования семьи», «Психологическое сопровождение семей, находящихся в кризисной ситуации», «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Психология семьи», «Психология: общая психология, возрастная психология, социальная психология», «Психология аддиктивного поведения», «Профилактика и коррекция семейных конфликтов».