Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
(8422) 44-16-19
Корпус №1
(8422) 44-19-08
Корпус №2
(8422) 43-59-74
Корпус №3
(8422) 32-47-87
Корпус №4
История Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова началась 1 октября 1932 года, когда он, тогда ещё педагогический институт, впервые распахнул свои двери будущим учителям. В это время развернулась невиданная по масштабам индустриализация страны. Завершалась не менее масштабная программа ликвидации безграмотности. Созданная система начального и среднего образования требовала массового притока квалифицированных учителей, опытных воспитателей молодёжи. Решать эти государственные задачи был призван вновь созданный педагогический вуз.
Первым директором Ульяновского педагогического института был назначен Василий Павлович Овсейчик, работавший ранее заместителем директора Самарского педагогического института по учебной части и заведующим кафедрой политэкономии.
Для учебных занятий институту было предоставлено одно из лучших в городе зданий на улице 25 лет Октября (ныне площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, здание факультета иностранных языков), для проживания студентов институт получил несколько комнат в прилегавшем к учебному корпусу здании, рассчитанном на 130 человек. Несколько квартир было получено для приглашённых преподавателей. Дворцом книги институту была передана библиотека в количестве 2 500 томов учебной и научной литературы, включая и иностранную, был открыт читальный зал на 35–40 человек.
7 июля 1932 года в местной печати появилось объявление. В нём сообщалось: «Ульяновский государственный педагогический институт объявляет приём студентов на 1932–33 учебный год. Приём производится на отделения: историко-экономическое, химико-биологическое, физико-математическое. Заявления принимаются в помещении института: гор. Ульяновск, ул. 25 Октября (бывшая Стрелецкая), д. 2.» Одновременно сообщалось, что при институте открыт рабочий факультет, на третий курс которого принимаются рабочие и колхозники, окончившие семилетку.
Нелёгким делом в то время был набор преподавателей и студентов, но эта задача была успешно решена. В институт было подано 80 заявлений от преподавателей, в штат зачислено 12 из них, в том числе 4 доцента, 1 исполняющий обязанности доцента, остальные ассистенты.
«1 октября,— сообщала местная газета „Пролетарский путь“ — начаты занятия в Ульяновском государственном педагогическом институте. Пединститут и рабфак при нем полностью укомплектованы педагогическим составом и учащимися. Рабоче-крестьянское ядро в институте составляло 70 %, в рабфаке 71 %. Все учащиеся и педагогический персонал аккуратно съехались к началу занятий. Работа начата во всех группах. При институте оборудованы прекрасная библиотека, военный кабинет, химическая лаборатория и пр., все помещения заново оборудованы и отремонтированы. В кабинетах, в общежитии, в коридорах абсолютная чистота. На питание студентов заключен договор с горкоопитом».
Первый учебный год для коллектива института оказался чрезвычайно трудным. Из-за недостатка топлива температура в аудиториях и общежитии в зимние месяцы часто держались на минусовом уровне, многие студенты испытывали серьёзные материальные затруднения, единственным источником существования была для них стипендия в размере 32 рублей. Это стало причиной того, что 28 студентов института и 19 слушателей рабфака в течение года оставили учёбу. Абсолютная успеваемость по институту составила 88,2 %, по рабфаку 95 %.
Готовясь к новому 1933/34 учебному году, руководство института стремилось значительно улучшить материальные и бытовые условия студентов. Было заготовлено достаточное количество топлива, открыта своя столовая, до 1 000 квадратных метров расширилась площадь общежитий, увеличен размер стипендии.
Находившийся в Ульяновске в конце августа 1933 года нарком просвещения РСФСР А. С. Бубнов внимательно ознакомился с положением дел в институте и отметил, что новый вуз, созданный на родине Ильича, и его коллектив «обнаружили у себя достаточно внутренних сил и держат высоко знамя педагогического образования».
Ульяновский пединститут не только укрепился, но и развернул вокруг себя ряд новых учебных учреждений: дневной и вечерний рабфак, подготовительные курсы, заочный сектор и вечерний пединститут с отделениями физико-математическим и естественным, также годичные педагогические курсы с отделениями обществоведения, физики, биологии и химии.
В 1934 году в пединституте произошли существенные структурные изменения. Вместо отделений были созданы два факультета: физико-математический и естественный. Историко-экономическое отделение было ликвидировано, а его студенты переведены на исторический факультет Самарского пединститута. В это же время было открыто заочное отделение Ульяновского пединститута по специальностям «Русский язык и литература» и «Биология и химия».
Необходимость ускоренной подготовки учителей для неполных средних школ потребовала организации двухгодичных учительских институтов. Такой институт начал действовать с сентября 1934 года и в составе Ульяновского пединститута. Он имел два отделения: «Русского языка и литературы» и «Биологии и химии», а с 1935 года стал производить набор студентов на физико-математическое и географическое отделение.
С каждым годом Ульяновский пединститут рос и набирал силы. Количество студентов увеличилось до 600 человек. В 1934–1936 годах институт получил ещё три здания для общежития на 300 человек. Открывались новые кабинеты и лаборатории (ботаники, зоологии, психологии и т. д.). Все кабинеты служили одновременно помещениями как для лекционных и семинарских занятий, так и для самостоятельной работы студентов.
Значительно увеличился книжный фонд библиотеки. Если в 1933 году он составлял 10 000 томов, то в 1936 году — 30 400, а в 1940 году — 44 500 томов, в том числе более 20 000 томов учебной литературы. Читальный зал при библиотеке расширился до 60 мест, а число библиотечных работников увеличилось с 2 до 4 человек.
К 1939/40 учебному году институт имел три учебных корпуса: главный по улице 25 Октября (28 комнат, 22 аудитории и актовый зал) и второй по улице Труда (22 комнаты), где находились библиотека, читальный и два спортивных зала, аудитории литфака с методкабинетом. Общежитие студентов размещалось в доме 49 по улице Ленина и в двух вновь построенных специальных зданиях на Старом Венце.
По мере расширения учебной структуры создавались общеинститутские и факультетские кафедры. К 1941 году институт имел 3 факультета и 11 кафедр.
Состав преподавателей Ульяновского пединститута комплектовался из научных работников, имевших большой педагогический и методический опыт, хорошую научно-теоретическую подготовку. К 1 октября 1932 года в штат института было зачислено 12 научных работников: В. П. Овсейчик (политэкономия), В. Н. Басов (педология), Ю. А. Иванов (история), Д. И. Демаев (диамат), З. А. Чиннова (педагогика), Э. А. Кривчиков (военрук), А. С. Аникин (физрук), Н. В. Скороходов (физика), Н. С. Рыжков и Б. К. Добронравов (математика), П. Я. Гречкин (химия), Г. М. Клейн (немецкий язык). В январе 1933 года были назначены И. С. Кудрявцев (педагогика), А. Т. Андреев (политэкономия), Д. П. Разина (диамат) и С. И. Ефремов (история партии). В их числе были 4 доцента, и. о. профессора и два и. о. доцента, остальные — ассистенты. Кроме штатных сотрудников к работе в институте привлекались совместители. Всего в довоенные годы в институте работало более 300 научных работников, не считая совместителей.
Война нарушила мирный ритм жизни, созидательные планы. Как и вся страна, институт стал жить суровой, напряжённой военной жизнью. 23 июня в институте состоялся массовый митинг студентов и преподователей. На нём выступили директор курсов по подготовке в вуз И. В. Верхов, декан литфака П. С. Бейсов, секретарь партбюро физмата Н. П. Нецветаев и другие. В принятой на митинге резолюции его участники единодушно заявили: «Мы знаем, что наше дело правое и со всей отвагой и мужеством вступаем в Отечественную войну против фашистской гадины. Каждый из нас ещё более чётко будет выполнять на своём производственном посту свой гражданский долг перед Родиной».
Сразу же многие преподаватели, сотрудники и студенты подали заявления с просьбой послать их добровольно на фронт. Только за первый месяц войны на фронт ушли около 20 преподавателей и более 60 студентов. А всего в священной войне против гитлеровских полчищ сражалось более 250 преподавателей, сотрудников и студентов, которые к началу войны работали или учились в УГПИ. Имена героев и память о них хранят стены Галереи Боевой Славы Ульяновского педагогического университета. Героический подвиг совершили и те, кто работал в годы войны в тылу, направляя все усилия на выполнение главной задачи «Всё для фронта, всё для победы!».
Преподаватели института, имевшие военную подготовку, выполняли обязанности командиров и политбойцов подразделений на военно-учебных пунктах, студенты участвовали в подготовке населения к противовоздушной обороне, работали во время каникул на предприятиях города, на полях и фермах области. В институте работали кружки по изучению стрелкового оружия, станкового пулемёта и миномёта, велась подготовка телеграфисток, радисток, медсестёр. Из студенток выпускного курса были созданы 3 санитарные дружины. В 1941/42 учебном году основная масса студентов проходила 200-часовую программу военно-физкультурной подготовки. Юноши, состоявшие на воинском учёте, выполняли 110-часовую программу всеобуча.
Всего за годы войны ту или иную военную специальность в институте получили более 1 200 человек. Возглавляла всю работу по военной подготовке военно-физкультурная кафедра, преобразованная в 1943 году в военную кафедру. Начальником её был назначен подполковник в отставке Н. В. Семёнов.
Большую работу проводил коллектив студентов и преподавателей не только в институте, но и в городе. Студенческие бригады систематически встречали санитарные поезда, помогали размещать раненых воинов. Добрую память сандружинницы оставили о себе в госпиталях, размещавшихся в годы войны в Ульяновске, особенно в подшефном госпитале № 1646. Каждая из них в качестве сестры милосердия имела для ухода 1–2 палаты. Ежедневно они прямо с лекций отправлялись на дежурство в госпитали, выполняли лечебные процедуры, мыли полы и посуду, стирали бельё, проводили бессонные ночи у изголовья тяжелораненых, в свободное время читали им газеты и книги, писали от их имени письма друзьям-однополчанам, родным и знакомым, готовили концерты и праздники. А утром снова спешили на занятия.
Работники библиотеки института организовывали книжные передвижки в госпиталях, доставляя ежемесячно для раненых воинов около 13 000 книг, причём значительную часть книг библиотека передала госпиталям в безвозмездное пользование. Только подшефный госпиталь получил от неё более 500 книг.
Учебный корпус института был передан штабу ПРИВО, а в двух общежитиях на Старом Венце разместились госпиталь и медицинский институт, эвакуированный из Воронежа. Вскоре пединститут лишился ещё двух зданий по улице Труда, где размещались литфак, физкультурный зал, богатейшая библиотека и столовая. УГПИ вынужден был неоднократно менять места проведения учебных занятий. Институт лишился и всех кабинетов. Значительная часть ценного оборудования и многие приборы физической и химической лабораторий при неоднократных переездах были разбиты или утеряны.
Несмотря на все трудности военного времени, УГПИ двигался вперед в своем развитии. Количество студентов достигло 600 человек, были расширены лаборатории, открыты новые кабинеты, приведён в порядок основной фонд библиотеки. В 1943 году был открыт факультет истории, позже преобразованный в историко-филологический.
Последний военный учебный год проходил в обстановке решающих побед Советской Армии. Условия работы в институте улучшились, и за этим стояла большая напряжённая работа всего коллектива вуза.
В послевоенные годы Ульяновскому педагогическому институту удалось значительно расширить учебную площадь за счет возвращения ему двух учебных корпусов по улице Труда и освобождения Коммунальным банком помещений в главном корпусе, что позволило расширить аудиторный фонд и увеличить площадь под кабинеты и лаборатории. Уже в 1951/52 учебном году институт имел в главном корпусе 22 аудитории, актовый зал на 300 мест, 11 хорошо оборудованных кабинетов и лабораторий. В подвальном помещении расположились мастерские кафедры физики, радиоузел, буфет и гардероб. В двух других учебных корпусах разместились историко-филологический факультет, библиотека и читальный зал на 60 мест, книгохранилище, два спортивных зала и кафедра физкультуры. В 1955/56 учебном году в подвальных помещениях двух учебных корпусов был создан станочный отдел с 12 фрезерными, сверлильными, строгальными и шлифовальными станками, слесарная и столярная мастерские, кабинет машиноведения, радио-и фотолаборатории. На 162 квадратных метрах было расширено помещение библиотеки, что позволило открыть второй читальный зал на 40 мест, выделить комнаты для работы преподавателей и выдачи книг и расширить книгохранилище.
Постепенно улучшались жилищные условия обучающихся. Все успевающие студенты обеспечивались стипендией в размере от 220 до 290 рублей, в зависимости от курса. Студенты-отличники получали повышенную стипендию в размере от 300 до 365 рублей.
Значительно увеличился (с 67 000 до 100 200 томов) книжный фонд библиотеки УГПИ. Все работники библиотеки имели высшее или средне-специальное образование.
Таким образом, материальная база института в 1945-1960 годах заметно окрепла. Были созданы все условия для увеличения числа студентов. В 1950 году в институте была открыта аспирантура, улучшились условия для публикации научных работ, возросла квалификация преподавательского состава. Открывались новые факультеты, специальности. В 1946 году открылся факультет иностранных языков, в 1960 году факультет дошкольного воспитания.
Основными формами учебной работы в институте по-прежнему оставались лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия. Большое внимание уделялось введению в учебный процесс специальных факультетских курсов, практикумов, подготовка студентами курсовых работ и рефератов.
Использовались разные формы для проверки результатов самостоятельной работы студентов. Кроме семинаров и практических занятий, проводились коллоквиумы, собеседования, выборочная проверка записей лекций и конспектов. В течение всего учебного года практиковались дежурства преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, которые контролировали работу студентов и при необходимости давали им консультации.
Важнейшим звеном в системе подготовки учителей для средней школы являлась педагогическая практика. В 1947 году за институтом были закреплены в качестве баз для педагогической практики студентов и научно-исследовательской работы преподавателей две школы города: 4-я женская средняя и 26-я мужская семилетняя, а позднее 1-я средняя школа им. В.И.Ленина.
В первые послевоенные годы студенты начальных курсов проходили педагогическую практику в связи с изучением психологии. В течение двух недель на уроках и во внеурочное время они наблюдали за отдельными учащимися по специальной схеме, разработанной кафедрой педагогики и психологии, беседовали с учащимися, их родителями, учителями.
На 2-х курсах во время практики студенты уделяли уже больше внимания педагогике и методике преподавания: изучали структуру школы, организацию учебно-воспитательной работы, присутствовали на уроках, проводили внеклассные мероприятия. Студенты 3–4-х курсов проходили комплексную практику. Для руководства ею привлекались лучшие учителя, директора и завучи.
В 50-е годы система педагогической практики в Ульяновском педагогическом институте перестраивается, для студентов 1–3 курсов была введена непрерывная практика. В течение учебного года, без отрыва от учебных занятий, они оказывали помощь учителям, классным руководителям и пионерским вожатым: два раза в неделю присутствовали на уроках, а во внеурочное время проводили собрания учащихся, вечера, ученические конференции, смотры стендов, изготовляли схемы, таблицы, проверяли дневники, посещали учащихся на дому. К 4 курсу они должны были в полной мере овладеть основными навыками внеклассной работы.
В 1955/56 учебном году возникла новая форма проведения итогов педпрактики — педагогические чтения. Они придали итоговым конференциям по педагогической практике научно-практический характер.
Успехи Ульяновского педагогического института в подготовке учительских кадров получили высокую оценку. 13 сентября 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему было присвоено имя выдающегося педагога-просветителя И. Н. Ульянова.
В 1956/57 учебном году институт приступил к подготовке учителей широкого профиля. Это потребовало новой серьезной перестройки всей учебной работы. Срок обучения увеличился до пяти лет. Физико-математический факультет стал готовить учителей математики и черчения, физики, электротехники и машиноведения; естественный — учителей биологии, химии и географии; историко-филологический — учителей истории, русского языка и литературы. Были введены дополнительные спецкурсы и спецпрактикумы, новыми станками и приборами были оснащены кабинеты и лаборатории.
Для студентов-физиков была организована месячная производственная практика на автомобильном заводе и заводе «Контактор». За ними были закреплены станки, на которых студенты работали под руководством мастеров и бригадиров. Этот опыт был одобрен Министерством просвещения РСФСР и включён в учебные планы всех педвузов как обязательный предмет.
Основной базой для практики студентов геофака стала организованная весной 1953 года на берегу реки Свияга агробиологическая станция, на которой были созданы все условия для проведения полевой практики: тепличное хозяйство, типовой школьный участок, небольшой фруктовый сад, учебная пасека, кролиководческая и утиная фермы, построены общежития для студентов и преподавателей. Студенты первого курса в течение одного месяца проходили полевую практику по зоологии и ботанике. Основными базами для них были село Лава Сурского района и Куйбышевское море в районе села Архангельское Чердаклинского района. Студенты 3-го курса практические навыки по сельскому хозяйству закрепляли на агробиостанции. Здесь имелся необходимый инвентарь, машины и трактор для обработки полевых участков.
В эти же годы студенты педагогического института впервые стали проходить практику в пионерских лагерях. Здесь они работали вожатыми, воспитателями и руководителями спортивной работы.
В 1959/60 учебном году впервые полностью была осуществлена непрерывная воспитательная практика. Студенты 1–3 курсов всех факультетов в течение всего учебного года работали в школах в качестве пионервожатых, руководителей кружков, помощников учителей и начальных классов и классных руководителей.
Укреплялись связи вуза со школами города. Все кафедры имели план совместной работы с базовой школой № 1 им. В. И. Ленина, оказывали помощь учителям других школ города и области, участвовали в работе курсов по переподготовке учителей, проводили семинары с городскими и сельскими педагогами, консультировали их, обобщали и распространяли опыт лучших учителей области.
Под руководством старшего преподавателя кафедры физики Р. М. Разника в 1957 году при Ульяновском пединституте были созданы планетарий и визуальная станция оптического наблюдения за искусственными спутниками Земли — одна из первых станций, организованных АН СССР на территории нашей страны.
На естгеофаке было положено начало созданию музея зоологии. В нём имелся и геологический раздел с экспозициями минералов и палеонтологических остатков. Как и планетарий, музей ежегодно посещало свыше 3 000 учащихся города и области.
По инициативе В. В. Благовещенского кафедра ботаники приступила к формированию научного гербария института. В послевоенные годы на новый уровень выходит и научно-исследовательская работа студентов и преподавателей института. В 1948 году вышел в свет первый выпуск «Учёных записок», многие преподаватели работали и защищали кандидатские диссертации. А Н. П. Гриценко, Н. И. Никольский, Р. Е. Левина, А. В. Штраус и С. Р. Янкелевич трудились над докторскими диссертациями.
В ноябре 1950 года при институте была открыта аспирантура по специальности «Педагогика и зоология», а с 1951 года — «Философия». В 1951/52 учебном году обучалось 11 аспирантов. В 1954 году доцент А. В. Штраус начал подготовку аспирантов ещё по одной специальности — «Алгебра и математический анализ». С 1959 года открывается аспирантура по специальности «Ботаника» (руководители — доценты В. В. Благовещенский и Р. Е. Левина). К началу 60-х годов по всем специальностям аспирантуру окончили около 20 человек, 7 из них защитили кандидатские диссертации.
Расширялась издательская работа института. Кроме «Учёных записок» стали издаваться сборники " В помощь учителю" и «Вопросы воспитания и обучения». Всего за 1948–1961 гг. было издано 17 томов (30 выпусков) «Учёных записок» , 11 сборников «Вопросы воспитания и обучения» и 3 — «В помощь учителю».
Число дипломированных преподавателей росло год от года. Если в 1950 году они составляли 30 %, в 1955 году — 40%, то в 1958 году уже 50 %. К этому времени институт располагал научными кадрами, способными выполнять самые сложные педагогические и научные задачи. Ежегодно в вузе стали проводиться научно-теоретические конференции, работы ученых УГПИ регулярно публиковались как в местной, так и центральной печати. К научной работе активно привлекались и студенты, открывались научные студенческие кружки: исторический, диалектологический, ботанический, физический, математический, иностранных языков. Лучшие научные студенческие работы печатались в сборниках. С 1956 года их было напечатано более 100.
В институте ежегодно стали проводиться научные экспедиции: фольклорные, диалектологические, археологические, ботанические, зоологические, географические. Собранный в ходе этих экспедиций материал студенты использовали в курсовых и научных работах. Так, литературный кружок под руководством доцента П. С.Бейсова собирал пословицы, поговорки, песни по всей Ульяновской области. Много ценного материала собирали во время своих полевых практик студенты-биологи, географы, зоологи. Студенты физико-математического факультета, начиная с 1958 года, регулярно вели наблюдения в обсерватории за искусственными спутниками Земли. Результаты наблюдений, передаваемые в Астрономический Совет АН СССР, получили высокую оценку.
Успехи в научной работе студентов вуза стали возможны благодаря кропотливой работе с ними преподавателей института: П. С.Бейсова, В. В. Благовещенского, А. А. Любищева, Е. К. Варфоломеевой, Р. Е. Левиной, С. С. Гайниева, Т. Д. Корнейчика, А. С. Горецкого, И. С. Фролова, А. В. Штрауса, Р. А. Таубина, А. Ф. Кулагина, Н. Г. Левинтова, Н. Б. Подвицкого, И. С. Ромашина и других. Многие их ученики после окончания института поступили в аспирантуру и защитили кандидатские диссертации.
В 1970 году страна отмечала 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. К этой дате в Ульяновске был построен ряд зданий, в том числе новый учебный корпус УГПИ, оснащённый современным научным и учебным оборудованием. Большая работа в эти годы проводилась по созданию новых учебных кабинетов и лабораторий, по внедрению технических средств обучения. Были созданы и оборудованы пять лингафонных кабинетов, кабинеты истории КПСС и политэкономии, философии, физического воспитания, зоологический музей, лаборатория учебного кино и телевидения, фотодела и печати.
Институт активно развивался, повышался уровень учебно-воспитательной работы, укреплялись связи вуза с органами народного образования и школами. Преподаватели факультетов и кафедр особое внимание уделяли усилению профессиональной ориентации студентов на работу в сельских школах и профессионально-технических училищах. В связи с этим была пересмотрена и уточнена система спецкурсов, спецсеминаров и спецпрактикумов.
В середине 70-х в институте появилась новая форма связи кафедр с сельскими школами — шефство над отдельными районами. Ежегодно, не менее двух раз, бригады по 6–8 преподавателей разных кафедр выезжали в подшефные районы и оказывали практическую помощь учителям по всем основным предметам. Такая тесная связь института со школами создавала хорошую основу для творческих научных поисков. Не случайно бóльшая часть всех разрабатываемых в то время в вузе кандидатских диссертаций непосредственно была связана с проблематикой школ. Учебные пособия преподавателей УГПИ Е. И. Никитиной, А. Ф. Соловьёва, В. И. Пирогова стали незаменимыми помощниками для каждого учителя области. Многие кафедры института активно изучали, обобщали и распространяли опыт лучших учителей, были созданы проблемные лаборатории по изучению профессионального мастерства.
Кафедры института принимали активное участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений, областных и межрайонных семинаров.
Основная работа по совершенствованию профессиональных качеств учителей велась в институте повышения квалификации, в котором ежегодно работало от 90 до 110 преподавателей пединститута.
Важную и плодотворную работу проводил и народный университет педагогических знаний, созданный на базе пединститута в 1971/72 учебном году. Ежегодно на пяти его факультетах занималось более 200 учителей: организаторов внеклассной, дошкольной и профессионально-технической работы, классных руководителей и учителей математики по подготовке к факультативным занятиям. Научно-исследовательская деятельность в 70-е годы характеризовалась более тесной связью с учебными заведениями, проверкой преподавательских методик непосредственно в школьной практике, а также расширением исследования в области краеведения и теоретических проблем науки.
Широкий размах в эти годы получила и научная работа студентов: работало около 80 научных студенческих кружков, которые объединяли более 1 000 студентов. Кроме того, многие студенты работали по индивидуальным планам под руководством опытных преподавателей-кураторов. Примечательно, что УГПИ в эти годы стал центром межвузовских студенческих педагогических чтений имени И. Н. Ульянова.
Студенты УГПИ участвовали в научных археологических, фольклорных, диалектологических, географических, ботанических и зоологических экспедициях. Действенной формой активизации студенческой работы стали традиционные «Дни науки» и «Дни натуралиста».
В 80-е годы, в трудных экономических условиях, вуз не только не утратил своих позиций, но и смог укрепить свою материально-техническую базу, повысить научный потенциал, обеспечить высокое качество подготовки специалистов. В 1982 году за большую работу в деле подготовки и воспитания педагогических кадров Ульяновский педагогический институт имени И. Н. Ульянова был награжден орденом «Знак Почета».
В эти годы одной из главных задач института стало создание учебно-научно-педагогического комплекса, обеспечивающего системность и преемственность различных ступеней образования. Комплекс «Детский сад-школа-вуз» был создан в 1988 году. В его структуру вошли: детский сад № 144 Ульяновска, педагогические классы в 16 сельских и 4 городских школах, физико-математически лицей Ульяновска, педагогический лицей Димитровграда, Карсунский сельский лицей. Эта система позволила обеспечить развитие довузовской подготовки, способствующей зачислению в вуз тех, кто осознанно стремиться к педагогической профессии. Чтобы система непрерывного педагогического образования функционировала оптимально, в неё был включен областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, в котором были созданы все условия для профессионального роста педагогических кадров. Учителя школ и работники образовательных учреждений получили возможность работать в сотрудничестве с ведущими учёными педагогического университета, а преподаватели вуза — узнать те проблемы, которые стоят перед школой.
В июне 1994 года УГПИ получил статус университета. Открылась новая славная страница его истории.
За восемьдесят лет вузом подготовлено свыше 60 000 выпускников. Большинство из них связали свою жизнь и судьбу со школой, другими образовательными и просветительскими учреждениями. Ежегодно до 60 % выпускников пополняют педагогические коллективы образовательных учреждений Ульяновской области и других регионов, еще около 15 % — поступают в магистратуру и аспирантуру вуза, остаются работать в нём.
Сегодня Ульяновский государственный педагогический университет — это единый учебно-научный комплекс. Он объединяет 10 факультетов, 35 кафедр, отделение дополнительных профессий, центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки, центр языков и культур, аспирантуру и докторантуру, научную библиотеку, культурный центр и спортивно-оздоровительный лагерь, центр по связям с общественностью и телестудию, учебно-производственные станции и многие другие комплексы, отделы, музеи, лаборатории и студии.