Екатерина Ивановна Никитина родилась в 1923 году в крестьянской семье в селе Козловка нынешнего Майнского района. Её детство пришлось на очень трудные годы. Поволжье в это время, как и другие регионы молодого советского государства, только-только выходило из губительного голода, вызванного небывалой засухой и разрушенным гражданской войной сельским хозяйством. Жизненные невзгоды, непосильный для подростка труд закалили характер Екатерины Ивановны, усилили в ней врожденное чувство сострадания, доброго отношения к людям. И всегда она тянулась к знаниям, словно навёрстывала упущенное в нелегкие детские годы.
В 1946 году с отличием окончила Ульяновский педагогический институт и стала работать учителем русского языка и литературы средней школы. Воспитывать любовь и уважение к языку, видеть в нем душу – вот цель каждого урока Екатерины Ивановны. Вскоре за её педагогический труд, за неё подвижничество на ниве просвещения указом Президиума Верховного Совета РСФСР Е.И. Никитиной присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
С октября 1963 года до конца жизни Е.И. Никитина преподавала в Ульяновском педагогическом университете. С 1994 года – профессор кафедры русского языка. 1965 год – защита кандидатской диссертации «Связный текст на уроках грамматики как средство развития связной речи учащихся». Именно Е.И. Никитиной принадлежит идея соединения изучения лингвистической теории с работой по развитию речи.
С 1968 года издательство «Просвещение» многотысячными тиражами издавало её книги для чтения в 1, 2, 3 классах «Родное слово», а также методические указания к ним. В первой половине 70-х гг. ХХ века опубликованы новые учебные пособия для чтения в 1, 2, 3 классах «Родная речь» (в соавторстве с М.С. Васильевой, Л.А. Горбушиной и М.И. Омороковой) и методические указания к ним.
В 1982–1987 гг. в качестве экспериментального учебного пособия по развитию речи учащихся 4–6 классов вышла книга «Русская речь». Затем эти книги, значительно переработанные и дополненные, были изданы отдельно для 5, 6, 7, 8, 9 классов и переиздаются до сих пор. Каждая книга сопровождается методическими рекомендациями для учителя. В 2005 году в издательстве «Дрофа» опубликованы учебник «Русская речь. Развитие речи» – элективный курс (то есть обязательный, по выбору ученика) для 10-х классов и методическое пособие к нему.
Е.И. Никитина – создатель учебника нового типа, ориентированного на всестороннее развитие личности ученика, на воспитание высоких нравственных ценностей через образцовый текст русской классики.
С 1992 года она руководит аспирантурой при кафедре русского языка. Под её началом семь аспирантов успешно защитили кандидатские диссертации по теории и методике обучения русскому языку.
24.12.1994 г. постановлением Главы администрации Ульяновской области имя Е.И. Никитиной занесено в Золотую книгу Почёта, и ей присвоено звание «Почётный гражданин Ульяновской области».
Ежегодно в Ульяновском педагогическом университете проходит традиционный День памяти педагога, заслуженного учителя Екатерины Ивановны Никитиной.
Вспоминает доцент историко-филологического факультета УлГПУ С.В. Зуева: «Осень далекого 1977 года. Мы первокурсники. Одно из первых занятий, практикума по орфографии и пунктуации. В аудиторию входит уже немолодая, полная внутренней силы женщина в темном неброском платье, с аккуратной «учительской» прической (волосы собраны сзади в пучок), взгляд внимательный и добрый. Я очень хорошо помню то, о чем Екатерина Ивановна рассказывала на этом первом занятии.
Надо сказать, что любой учебный материал в ее устах был удивительно прост и захватывающе интересен. Без особого труда (нам тогда так казалось!) за первый курс мы укрепили свои лингвистические знания, незаметно увлеклись новым предметом – методикой преподавания языка. А привычные для многих похвалы Екатерины Ивановны: «Солнышко ясное!», «Умница!», «Молодец!» – сначала несколько удивляли (вуз – не школа!), но затем неизменно согревали, радовали и вдохновляли.
Е.И. Никитина вела у нашей группы многие курсы: «Практикум по орфографии и пунктуации», «Введение в специальность», «Практикум по сочинению», методику преподавания русского языка, руководила педагогической практикой, зачастую сама вставала к учительскому столу, проводила уроки в незнакомых классах. Только спустя много лет мы узнали, что это было ее обычным делом: непременно подтверждать любую теорию примерами конкретных уроков. И эти открытые уроки, а позже и ее книги воодушевляли многих словесников не только Ульяновска, но и других городов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Томска, Рязани...
Лишь гораздо позднее (сейчас кажется – страшно поздно!) мы осознали, кем была для каждого из нас Екатерина Ивановна. Кроме профессии, она учила нас добросовестному, совестливому отношению к делу; доброму и заботливому отношению к людям. Учила, используя самый лучший и самый трудный метод – личный пример.
Спасибо за все, любимая Екатерина Ивановна! Низкий поклон, дорогой наш Учитель!».